Статьи. Теоретический материал. Педагогика

Список доступных материалов. Педагогика

Использование электронных учебных материалов в образовательном процессе

Сложность: Магистратура

Новые информационные технологии обучения, основанные на применении современной передовой техники – компьютеров, позволяют по-новому решить многие педагогические задачи.

Читать далее

«Патриотизм как фундаментальная составляющая воспитательного потенциала инновационной компьютерной дидактики»

Сложность: Магистратура

Изложена позиция авторского коллектива по отношению к понятию «патриотизм», предложена его логическая структура, раскрыты понятия «воспитательный потенциал» и «инновационная компьютерная дидактика (ИКД)». Приведён научный аппарат проекта в кратком изложении, дается перечень созданных учебно-воспитательных ресурсов ИКД, входящих в состав средств патриотического воспитания. Поскольку предполагается, что проект должен иметь не только научную, но и социально-практическую значимость, то и стиль его описания характеризуется не только как научный, но и как публицистический, допускающий некоторые вставки, зачастую, личностного свойства

Читать далее

План работы куратора группы на учебный год: содержание, пример заполнения

Сложность: Магистратура

План работы куратора группы включается в себя основные мероприятие, распределенные на весь срок учебного года. Кроме этого, в плане указываются ответственные за выполнения данных мероприятий и ставятся отметки об их выполнении.

Читать далее

ИНТЕРАКТИВНАЯ СРЕДА УЧЕБНИКА ДЛЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Сложность: Магистратура

Аннотация Проблема создания новых моделей учебника никогда не утрачивала актуальности. Создание для учебника новых интерактивных технологий и их интеграция в обу-чающие среды – одна из задач цифровизации системы образования, решение которой может способствовать трансформации образовательного процесса из традиционного в инновационный тип. Однако в обучении доминирует использование конкретно-практических текстов при игнорировании герменевтического потенциала теории и рефлексивных методов обучения. Вследствие этого утратила свои позиции педагогическая деятельность по развитию гуманитарного мышления учащихся и студентов. Поэтому была поставлена цель исследования: теоретико-методологическое обоснование конструирования интерактивных технологий обучения на предметной области математики в русле герменевтического подхода, что требует использования методов, развивающих самосознание учащихся и студентов в процессе изучения научных текстов, а также гуманитаризацию их миропонимания и мышления. При этом опора на герменевтический подход обеспечивает достижение результатов: создание новых учебных технологий для рефлексивной обработки научных текстов, их интеграция в электронные образовательные ресурсы, размещение в сети Интернет, интенсификация инновационной дея-тельности педагогов. Результаты исследования подтвердили выводы: опора в создании интерактивных технологий учебника на герменевтический подход обеспечивает переход от доминирующей установки на «готовое знание» к установке на организацию активной мыслительной деятельности учащихся, т.е. на рефлексивный процесс освоения изучаемых теорий; использование моделей инновационной компьютерной дидактики и программной платформы HTML с открытыми кодами обеспечивают технологиям и электронным ресурсам в целом требуемые ГОСТ Р 53620-2009 свойства: интерактивность, мультимедийность, возможность модификации контента, функциональность, независимость от специфики компьютерных операционных систем. Эти свойства способствуют оптимизации процесса конструирования технологий цифрового учебника и интенсификации творческой деятельности педагогов.

Читать далее

НОВЫЙ УЧЕБНИК ДЛЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА

Сложность: Магистратура

Приведены цель создания новой модели учебника для цифрового обучения, его прин-ципиальное отличие от существующих электронных учебников, структура учебника и его цифрового сопровождения. Даны описания его исходной базовой модели, функции цифрового учебника, обосновано методологическое основание, роль которого играют системный и герменевтический подходы. Показано, что учебник состоит из двух ос-новных частей, предназначенных как для ученика, так и для учителя. Каждая из них имеет свою интернет поддержку, выполненную в виде серии инструментальных обо-лочек, авторских программ для ЭВМ, имеющих государственную регистрацию. В за-ключении приведены критические замечания по поводу концепции опубликованного проекта цифровизации общего образования. Ключевые слова: цифровизация общего образования, цифровой учебник, модель тех-нологического учебника, инструментальные оболочки, структура цифрового учебника, базовая модель, авторские программы для ЭВМ.

Читать далее

О ПРОЕКТЕ «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ»

Сложность: Магистратура

Представлена новая концепция патриотического воспитания, на основании которой предложен кодекс патриота своего Отечества. Изложена точка зрения на поколение своих отцов. Показана структура воспитания патриотизма, интегрирующая все компоненты воспитательной работы среди школьников и студентов. Приведены ссылки на ресурсы патриотического воспитания.

Читать далее

А.И. Архипова, профессор. ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД

Сложность: Магистратура

Излагаются проблемы дистанционного обучения, обусловленные проникновением в систему образования технократических идей и специалистов-технарей, заполонивших глобальную сеть громоздкими и недоступными для понимания программными платформами и продуктами. Причина такой ситуации - коммерческий интерес.

Читать далее

А.И. Архипова, профессор. ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КОНСТРУИРОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ

Сложность: Магистратура

Проблема создания новых моделей учебника никогда не утрачивала актуальности. При этом разработка новых интерактивных технологий и их интеграция в обучающие среды – одна из задач развития системы образова-ния, решение которой может способствовать трансформации образователь-ного процесса из традиционного в инновационный тип. Однако в действую-щих учебниках и в обучении доминирует использование конкретно-практических текстов при игнорировании герменевтического потенциала теории и рефлексивных методов обучения. Вследствие этого утратила свои позиции педагогическая деятельность по развитию гуманитарного мышления учащихся и студентов. Поэтому была поставлена цель исследования: теоре-тико-методологическое обоснование конструирования интерактивных техно-логий обучения на предметной области математики в русле герменевтическо-го подхода, что требует использования методов, развивающих самосознание учащихся и студентов в процессе изучения научных текстов, а также гумани-таризацию их миропонимания и мышления. При этом опора на герменевтический подход обеспечивает достижение результатов: создание новых учебных технологий для рефлексивной обра-ботки научных текстов, их включение в содержание учебника и интеграция в электронные образовательные ресурсы, размещение в сети Интернет, интен-сификация инновационной деятельности педагогов. Результаты исследования подтвердили выводы: опора на герменевти-ческий подход в создании интерактивных технологий учебника обеспечивает переход от доминирующей установки на «готовое знание» к установке на ор-ганизацию активной мыслительной деятельности учащихся, т.е. на рефлек-сивный процесс освоения изучаемых теорий; использование моделей иннова-ционной компьютерной дидактики и программной платформы HTML с от-крытыми кодами обеспечивают технологиям и электронным ресурсам в це-лом требуемые ГОСТ Р 53620-2009 свойства: интерактивность, мультиме-дийность, возможность модификации контента, функциональность, незави-симость от специфики компьютерных операционных систем. Эти свойства способствуют оптимизации процесса конструирования технологий учебника и интенсификации творческой деятельности педагогов.

Читать далее