Архипова А.И., д.п.н., профессор.

Аннотация

Проблема создания новых моделей учебника никогда не утрачивала актуальности. При этом  разработка новых  интерактивных технологий и их  интеграция в обучающие среды – одна из  задач развития системы образования, решение которой может способствовать трансформации образовательного процесса из традиционного в инновационный тип. Однако в действующих учебниках и в обучении доминирует использование конкретно-практических текстов при игнорировании  герменевтического потенциала теории и  рефлексивных методов обучения. Вследствие этого утратила свои позиции педагогическая деятельность по развитию гуманитарного мышления учащихся и студентов. Поэтому была поставлена цель исследования: теоретико-методологическое обоснование конструирования интерактивных технологий обучения на предметной области математики в русле герменевтического подхода, что требует использования методов, развивающих самосознание учащихся и студентов в процессе изучения научных текстов, а также гуманитаризацию их миропонимания и мышления. При этом опора на герменевтический подход обеспечивает достижение результатов: создание новых учебных технологий для рефлексивной обработки научных текстов, их включение в содержание учебника и  интеграция в электронные образовательные ресурсы, размещение в сети Интернет, интенсификация инновационной деятельности педагогов.  Результаты исследования подтвердили выводы: опора на герменевтический подход в создании интерактивных технологий учебника обеспечивает переход от доминирующей установки на «готовое знание» к установке на организацию активной мыслительной деятельности учащихся, т.е. на рефлексивный процесс освоения изучаемых теорий; использование моделей инновационной компьютерной дидактики и программной платформы HTML с открытыми кодами обеспечивают технологиям и электронным ресурсам в целом требуемые ГОСТ Р 53620-2009 свойства: интерактивность, мультимедийность, возможность модификации контента, функциональность, независимость от специфики компьютерных операционных систем. Эти свойства способствуют оптимизации процесса конструирования технологий учебника и интенсификации творческой деятельности педагогов.

Современные социально-экономические изменения в России, обусловленные переходом к инновационному типу экономики («цифровая экономика»), поставили систему образования перед необходимостью качественного улучшения учебно-воспитательного процесса на всех ступенях обучения. Инновационной экономике должен соответствовать и инновационный тип образовательного процесса. Следовательно, и его методическое обеспечение должно трансформироваться из традиционного типа в инновационный. Эта задача может быть реализована только при условиях широкого внедрения инновационной учебно-методической продукции, прежде вего учебника, интегрированной в интерактивные образовательные среды, вовлечения в инновационную деятельность большинства практикующих педагогов, организационной и финансовой поддержки со стороны государственных структур и бизнес сообщества. Подобная цель характерна для новой европейской модели образования, что привело к инновациям в высшем образовании в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [1]. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) уделяет особое внимание использованию ИКТ как в образовательном процессе учебных заведений, так и в подготовке учителей, рассматривая ИКТ как эффективные средства качественного обучения и предмет инновационной деятельности педагогов [2]. При этом многие авторы связывают инновационную деятельность с развитием креативного потенциала педагогов, а также с уровнем их эстетического развития, мотивацией, компетентностью [3]. Профессиональная креативность рассматривается как «умение в необычном ключе рассмотреть и оригинально решить проблему». Психологи считают, что «в нахождении уникального, нестандартного решения задействованы творческие ресурсы человека – психологическая подготовленность и достойный уровень знаний и навыков» [4]. Креативная деятельность педагогов в настоящее время фокусируется на достижении эффективного обучения, поощрении самообучения, что, в свою очередь, требует изменения менталитета как у учителей, так и у студентов [5].

Уровень креативности, естественно, влияет на качество инновационной педагогической деятельности. Этот вид деятельности в последнее десятилетие находится в центре внимания как на государственном уровне, так и в среде отечественной и зарубежной педагогической общественности, в частности, активно обсуждаются проблемы создания интерактивных предметных сред и использования кластерных технологий для развития ИКТ-компетентностей педагогов [6]. Так, вопросы ИКТ-компетентности педагогов включены во все структурные составляющие Профессионального стандарта педагога.

Существенный вклад в формирование профессиональной компетентности педагогов с учетом современных тенденций развития педагогической теории и практики внесли труды ученых, заложивших основы теории электронного обучения: С.А. Бешенков, Я.А. Ваграменко, В.В. Лаптев, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др. Исследования Е.П. Белозерцева представляют систему методологических подходов, позволяющих расширить научный кругозор учителя, что важно для преодоления технократического подхода к организации электронного обучения, в частности, к процессу конструирования содержимого интерактивной образовательной среды (ИОС). При этом автор обосновывает необходимость введения категории «культурно-образовательная среда», раскрывает философско-педагогическую сущность этого понятия [7].

Использование атрибутов национального культурного наследия в структуре ИОС в зарубежной литературе обозначается понятием «культурно обогащённая среда».

Интерактивные учебные технологии обеспечивают результативность саморегулируемого обучения, благодаря чему создаётся прочная основа внутренней мотивации пожизненного обучения, а процесс саморегуляции создаёт условия для «превращения» умственных способностей в академические навыки, поскольку учащиеся рассматривают обучение как деятельность для достижения персональных целей [8, 9].

Внедрение новых информационных технологий и их объединение в интерактивные среды учебника вызвало изменения в методике преподавания многих дисциплин, что привело к становлению новой системы обучения со своей специфической теоретико-методической основой – компьютерной дидактики, которая понимается как область современной дидактики, исследующая теоретические аспекты и практику электронного обучения и создающая средства для очного и дистанционного обучения и приобретения информационно-коммуникационных компетенций обучающимися. При этом преподаватель или учитель становится аналитиком и менеджером информационных ресурсов, разработчиком и конструктором учебных курсов с интерактивными инструментами, предназначенными для вовлечения обучающихся в активные действия [10].

Понятие «компьютерная технология», широко употребляемое в практике электронного обучения, не имеет пока чёткой дефиниции. Так, в Национальном стандарте Российской Федерации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» это понятие вообще не зафиксировано. Ближе по значению к нему термин «дистанционные образовательные технологии» как образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога.

Вопросы отечественного и зарубежного образования, в контексте применения современных средств компьютерной дидактики, весьма актуальны. Применение средств электронного обучения для доставки образовательного контента и их влияние на повышение качества образования являются самыми дискуссионными в университетах всего мира [5]. Выполненные в некоторых зарубежных университетах исследования показали, что большинство студентов (более 50 %) в своей самостоятельной деятельности предпочитают использовать самые распространённые и хорошо зарекомендовавшие себя электронные инструменты и программные платформы: текстовые редакторы, электронные таблицы, слайд-презентации, поисковые системы в сети, интернет-видео-порталы, виртуальные библиотеки и энциклопедии, электронную почту или Facebook, онлайн-переводчики [11, 12].

Однако можно констатировать, что начинается процесс становления принципиально новой методики, связанной с применением интерактивных видео-лекций, способствующих существенному повышению эффективности обучения по сравнению с учебными технологиями на основе чтения. Это стало возможным благодаря улучшению инфраструктуры интернета для поддержки потокового контента с высокой пропускной способностью. Поэтому интерактивные видео-лекции, имея более высокое мультимедийное богатство, могут создавать условия для индивидуализации обучающего контента, их применение помогает обучающимся понять сложные концепции обучения и улучшить учебную работу [13]. Такие видео-лекции содержат программный компонент, организующий интерактивную обучающую деятельность с возможностью использования технологий коллективного интеллекта (CI), обеспечивающего свойство, возникающее в результате взаимодействия между людьми и методами обработки информации. Можно констатировать, что в настоящее время уже созданы предпосылки для развития технологий CI. Это прежде всего облачные технологии и многочисленные сетевые структуры, используемые в проектах краудсорсинга, в рамках которого используется обобщённый креативный потенциал большого числа заинтересованных пользователей («мудрость толпы»).

В результате рассмотрения различных способов интерпретации понятия «интерактивная образовательная среда», её структуры и свойств можно сделать ряд выводов.

− Данное понятие не имеет чёткой дефиниции и не закреплено нормативно. Во многих научных работах можно обнаружить, что авторы использует различные термины как синонимы этого понятия (электронная образовательная среда, цифровая образовательная среда, виртуальная учебная среда и др.), которые имеют отличные от ИСО свойства и границы применимости. Самое большое распространение указанный термин получил в работах по методикам дошкольного обучения, где он не имеет никакого отношения к электронному обучению.

− Интерактивными образовательными средами авторами именуются различные виды электронных учебных материалов: электронные образовательные ресурсы, виртуальные лабораторные и задачные практикумы, приложения к учебным курсам, электронные библиотеки и т.д. При этом зачастую в одной статье одна и та же образовательная структура называется по-разному, а в теоретических работах по классической педагогике любая методика, основанная на взаимодействии субъектов педагогического процесса, также представляется как интерактивная образовательная среда. 

− К интерактивным образовательным средам некоторые авторы относят: социальные сети и социальные хранилища (фото и видеосервисы, геосервисы и социальные закладки), сетевые офисы и сетевые дневники, социальные медиа и социальные базы данных, коллективные гипертексты ВикиВики, конструктор интерактивных заданий LearningApps.org . К этому же жанру электронных ресурсов принадлежат: ментальные карты как техника визуализации мышления в форме символьной и графической записи; Blendspace logo – сервис материалов по определенным темам для обобщения их в качестве учебного пособия. Все выше перечисленные электронные конструкции, разумеется, имеют различные целевые ориентации, выполняют разные функции в общем образовательном пространстве, относясь в большей мере к его инфраструктуре [14].

Различные подходы прослеживаются и к описанию структуры ИСО, как общего назначения, так и привязанных к определённому учебнику. Например, И.К. Сиротина, С.И. Березюк, А.В. Фалей в ИСО дают характеристику интерактивной образовательной среды для обучения математике, построенной с применением web-технологий. Выделяются компоненты и их внутренняя структура:

− интерактивный контент, представленный интерактивными текстами, справочным материалом, интерактивным практикумом и интерактивными тестами;

− интерактивный текст – это текст в визуальном информационном поле с возможностью диалогического взаимодействия с читателем, поскольку включает комментарии, подсказки, интерактивные рисунки и схемы, анимации;

− интерактивный практикум содержит систему ключевых задач по математике и включает вкладки «Актуализация знаний» и «Решение»;

− интерактивный online-справочник, представленный систематизированной и структурированной базой теоретического материала;

− тестовый компонент имеет два режима работы: контрольный и интерактивный, содержащий материал для самообучения [15].

Подобная структура с небольшими изменениями характерна для большинства предметных образовательных сред, широко представленных в интернете. В связи с отсутствием классификации ИОС нельзя сослаться и на унифицированное определение этого понятия. Например, в определении ниже отождествляются понятия «среда, пространство и платформа»: «Мы понимаем как виртуальную платформу в соответствии с Де Паблосом «пространство или среду, созданные с намерением ученика получить опыт обучения через ресурсы и учебные материалы под наблюдением и взаимодействием с учителем» [16].

При этом большинство педагогических трудов как в отечественной, так и в зарубежной науке и практике посвящено рассмотрению вопросов, связанных с применением в структуре ИОС готовых программных компонентов, а функции педагогов сводятся, в основном, к разработке обучающего контента в соответствии со спецификой компьютерной программы (это путь «от компьютера к содержанию обучения»).

Наше исследование идёт по другому пути, который можно представить, как «от содержания обучения к компьютеру», т.е. программный компонент технологий ИОС мы создаём самостоятельно в соответствии с нормативной составляющей и содержанием обучения, выстраивая цепочку: общая педагогическая задача ИОС → структура содержания ИОС с ориентацией на учебник → комплекс дидактических задач → комплекс дидактических технологий ИОС → комплекс учебных компьютерных программ → интеграция учебных программ в единую инструментальную оболочку → интернет поддержка изучения темы. Из этой последовательности видно, что объектом исследования является не весь бесконечный и неопределённый спектр интерактивных технологий, а их определённая категория – технологии как структурные элементы предметной интерактивной образовательной среды, в которой роль системообразующего фактора играет содержание обучения в рамках нормативной учебной темы, реализованной в учебнике. Поэтому ИОС мы определяем как предметную программно-содержательную структуру, нацеленную на освоение научной теории посредством интерактивных технологий при доминировании рефлексивных способов познавательной деятельности. По нашему мнению, решение этой задачи возможно в русле герменевтического подхода к созданию ИОС.

Результаты нашего исследования могут быть рекомендованы как для очной формы обучения, так и для самостоятельной работы студентов (учеников). Новые средства обучения создаются и аккумулируются в рамках научного направления – инновационная компьютерная дидактика (ИКД). В Кубанском государственном университете (КубГУ) наиболее интенсивно ИКД развивается в структурах дополнительного педагогического образования и на кафедрах факультета математики и компьютерных наук, где по этому направлению защищены десятки диссертаций. Более 25 лет в КубГУ нашими усилиями издаётся научно-методический журнал  «Школьные годы» с электронным приложением [44], активно работают пять инновационных сайтов: «Инновационная компьютерная дидактика» [45], «Электронные образовательные ресурсы» [46], «Сила знаний» [47], «Виртуальный кластер педагогических инноваций» [48] и «Виртуальный кластер предметного обучения» [48] (в настоящее время формируется его контент).

Список литературы

  1. AC EcheverríaUsos Of Ict In University Teaching: the Opinion Of the Faculty Of Special Education Electronic Journal "Current Research In Education" 14 (3) (2014) , стр. 1 – 24
  2. UNESCO. Positioning ICT in Education to Achieve the Education 2030 Agenda in Asia and the Pacific: Recommendations for a Regional Strategy; UNESCO: Paris, France, 2018. [Google Scholar]
  3. Закирова Ф. М., Позилова Ш. Х. Креативное обучение на курсах повышения квалификации преподавателей информатики высших образовательных учреждений // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета.– 2018.–  №3.– С.23–36. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1803.02
  4. Акешова М.М., Акешова Н.М., Сеитбеккызы А.С. Психолого-педагогические основы развития креативности // Наука и мир. – 2016. – Т. 3. – № 2. – С. 37–38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25688672
  5. Wannasiri Bhuasiri, Oudone Xaymoungkhoun, Hangjung Zo, Jae Jeung Rho, Andrew P. Ciganek Critical success factors for e-learning in developing countries: A comparative analysis between ICT experts and faculty //Computers & Education.– 2012. DOI:10.1016/j.compedu.2011.10.010
  6. Егоров К.Б., Захарова В.А. Кластерное взаимодействие школ и вуза как инновационный механизм управления качеством общего образования/ Инновации в образовании // Изд. Современного гуманитарного университета. – 2018.– №10.– С. 48–56. ISSN: 1609-4646 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35670746
  7. Белозерцев Е.П. Образование. Историко-культурный феномен// Изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс». — 2004.— С. 49 URL: http://iknigi.net/avtor-evgeniy-belozercev/104876-obrazovanie-istoriko-kulturnyy-fenomen-evgeniy-belozercev.html
  8. Littlejohn A., Hood, N., Milligan C., Mustain P. Learning in MOOCs: Motivations and self-regulated learning in MOOCs. // The Internet and Higher Education Volume 29, April 2016.—Pages 40-48. DOI: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2015.12.003
  9. Kuo, Y.C., Walker A.E., Schroder K.E.E., Belland B.R. Interaction, Internet self-efficacy, and self-regulated learning as predictors of student satisfaction in online education courses // The Internet and Higher Education Vol. 20, January 2014. — Pages 35-50. DOI: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2013.10.001
  1. Li S., Yamaguchi S., Takada J.-I. The Influence of Interactive Learning Materials on Self-Regulated Learning and Learning Satisfaction of Primary School Teachers in Mongolia // Sustainability 2018. №10(4), 1093. DOI: https://doi.org/10.3390/su10041093
  2. Hamid Ashraf, Aynaz Samir, Mona Tabatabaee Yazdi. Brain Dominance Quadrants and Reflective Teaching among ELT Teachers: A Relationship Study// International Journal of English Linguistics; Vol. 7, No. 2; 2017 ISSN 1923-869X E-ISSN 1923-8703 Published by Canadian Center of Science and Education DOI :10.5539/ijel.v7n2p63
  1. AC EcheverríaUsos Of Ict In University Teaching: the Opinion Of the Faculty Of Special Education Electronic Journal "Current Research In Education" 14 (3) (2014) , стр. 1 – 24 не нашли
  2.  UNESCO. Positioning ICT in Education to Achieve the Education 2030 Agenda in Asia and the Pacific: Recommendations for a Regional Strategy; UNESCO: Paris, France, 2018. [Google Scholar]
  3. Закирова Ф. М., Позилова Ш. Х. Креативное обучение на курсах повышения квалификации преподавателей информатики высших образовательных учреждений // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета.– 2018.–  №3.– С.23–36. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1803.02
  4. Акешова М.М., Акешова Н.М., Сеитбеккызы А.С. Психолого-педагогические основы развития креативности // Наука и мир. – 2016. – Т. 3. – № 2. – С. 37–38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25688672
  5. Wannasiri Bhuasiri, Oudone Xaymoungkhoun, Hangjung Zo, Jae Jeung Rho, Andrew P. Ciganek Critical success factors for e-learning in developing countries: A comparative analysis between ICT experts and faculty //Computers & Education.– 2012. DOI:10.1016/j.compedu.2011.10.010