Новые информационные технологии обучения, основанные на применении современной передовой техники – компьютеров, позволяют по-новому решить многие педагогические задачи. В частности, в настоящее время разработано достаточно электронных учебных материалов, позволяющих в концентрированной форме изучать и повторять материал в темпе, который каждый ученик сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями. В основу разрабатываемых технологий были положены принципы. Рассмотрим некоторые из них.
При представлении учебной информации крупными блоками у учеников формируется целостное представление об изучаемой теме, а изученные понятия и законы взаимосвязаны в отличие от традиционного подхода, когда для многих учеников изучаемые определения и понятия являются разрозненными, воспринимаются каждое само по себе. Данный принцип требует структурировать материал таким образом, что ученики воспринимают тему как некий монолит, из которого нельзя исключить ни единого предложения.
Принцип многократного повторения заключается в том, чтобы каждый, выбрав свой собственный темп работы, мог постоянно возвращаться к изученным блокам. Это ведет к прочному запоминанию материала, к более глубокому пониманию темы.
Принцип гуманизма проявляется в том, что школьник всегда может устранить имеющиеся в его знаниях пробелы, тем самым изменить полученную оценку. При этом использование компьютера обеспечит ученику возможность самостоятельно работать над материалом, что значительно облегчает работу учителя. Это ликвидирует негативное отношение учащихся к контролю знаний, а также тревожность в процессе обучения и стимулирует к получению более высоких оценок.
Компьютер помогает реализовать перманентный контроль знаний, чтобы ученики и учитель могли постоянно иметь представление об усвоенных знаниях. Это делает работу более эффективной, так как ликвидировать незначительные пробелы гораздо проще, нежели крупные.
Принцип интерактивности позволяет ученику активно работать с электронным учебным материалом, разнообразить процесс обучения. Пользователь может вызывать различные блоки, описательный текст к ним, работать с тем или иным опорным конспектом в произвольном порядке.
Принцип динамичности основан на концентрации внимания на отдельных логических блоках, которые постепенно заполняют экран. Кроме того, представление темы в динамике позволяет продемонстрировать взаимосвязь изучаемых блоков, глубже понять их смысл, прочно запомнить, в любой момент вернуться к тем из них, которые усвоены недостаточно хорошо.
Электронные учебные материалы
На сайте проекта "Сила знаний" размещены электронные учебные материалы по следующим дисциплинам:
- Английский язык
- Информатика
- Информационные технологии
- Русский язык
- Математика
- Литература
- История
- Немецкий язык
- Педагогика
- Экономика
- Физика
- Астрономия
- Физкультура
- Кубановедение
- Учебные игры
Используя электронные ресурсы, можно продуктивно развивать идеи выдающихся педагогов, обогащая их новыми педагогическими находками. Например, хорошим дополнением к приёму может быть использование компьютерной учебной игры, где требуется применить знания, символически представленные в конспектах. В этой статье мы предлагаем по указанной теме две учебные компьютерные игры: «Сокровища Белой Кобры» (использована ситуация из книги Киплинга «Маугли») и «Морской бой» - хороший тренажёр в решении типовых задач по теме.
В первой игре можно использовать задания различных уровней сложности, поскольку ответы к ним открывают сундуки от деревянного до золотого. В программной реализации использован язык гипертекстовой разметки HTML и Java Script. Текстовые файлы программы можно легко изменить, внося новое содержание. Во второй игре использована аналогичная программная реализация, в неё можно помещать различные рисунки (в формате GIF), а также изменять содержание заданий. При этом рисунки могут быть анимированными. Подобное обучение редакция журнала «Школьные годы» организует для своих подписчиков с помощью сайтов, постоянно добавляя новые учебные технологии.
Так, каждый учитель и преподаватель может получить доступ к конструктору электронных материалов на сайте “Сила знаний” и использовать их образовательном процессе школы или ВУЗа. Количество технологий ежегодно дополняются новыми. На сайте учитель может не только добавить эти материалы, но и обеспечить работу с ними учащихся.
Список используемых учебных технологий "Сила знаний" представлен на главной странице сайта. Запросить доступ к разделу учителя вы можете через форму обратной связи.