ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ и АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД

Со времён Платона и эпохи Возрождения педагогика обучения не придумала ничего более полезного, чем живой диалог и книга. Дистанционное же обучение (ДО) взяло электронный диалог в арсенал своих методик, а вот книгу практически отвергло. Кроме того, ДО усилило многократно недостатки классического обучения. Главный из них – это отсутствие стимулов думать и самостоятельно осваивать учебную информацию. Всё подаётся в готовом виде, а затем предлагаются стандартные формы контроля, также не предполагающие работу ума, в основном, с опорой на запоминание с возможностью списать готовое и получить оценку. Почему произошла такая метаморфоза в методиках обучения? Ответ понятен. За всем стоит финансовый интерес. Так как образование – колоссальная социальная сфера, отлично финансируемая, то лидирующие позиции в нём заняли специалисты-технари, ни дня не работавшие в школе. Но ведь известна истина – «отдай Богу богово, а Кесарю кесарево». Но в этой битве педагоги неизменно проигрывают как самая незащищённая категория в социуме. А «специалисты-технари» диктуют свои «педагогические» подходы и принципы. «Настряпали» же они тысячи онлайн курсов, содержание которых уже давно изложено в миллионах учебных изданий, при этом оторвав громадный кусок от бюджетного пирога. При этом не обратили внимание на выводы группы американских учёных о том, что самый неэффективный метод преподавания – это лекция (смотрите конус Дейла, кстати исследование было выполнено по инициативе Д. Трампа). С целью продвижения своей продукции инициаторы отечественного ДО создали сотни громоздких, дорогостоящих и подчас нелепых программных платформ для дистанционного обучения с многоканальным взаимодействием. Стали обучать их использованию по инструкциям из десятков страниц и сотен рисунков, не понимая, что «красота в простоте». Возможно, что здесь опять выплывает финансовый мотив – чем сложнее система коммуникаций, запутанная многоходовая навигация и многоканальная визуализация, тем дороже создаваемая система. Вот и бьются бедные ученики и учителя над этими программными монстрами, которые подчас и работают-то неустойчиво. Например, зачем нужно студентам созерцать физиономию читающего лекцию, он что победитель конкурса красоты, когда можно обойтись традиционной презентацией учебного содержания.

Разумеется, есть простые и удобные платформы для ДО, созданные провинциальными (не столичными) коллективами из учителей и программистов. Но их на «пушечный выстрел» не подпустят к этой «глобальной» работе, где всё находится под контролем высшей образовательной власти. Советуем посмотреть (если ещё не стёрли) отзывы учителей и учеников на «самый грандиозный образовательный проект», позиционируемый как «модель обучения в будущем», где 84 % отрицательных, и подчас очень гневных, отзывов, а лишь 16 % положительных. Но ведь это тривиальная программа, не пропускающая системные интерактивные ресурсы и предлагающая картинки, тесты и сценарии уроков, от чего отказалась методика обучения ещё в прошлом веке как способ примитивного фотографирования чужого опыта. А. Эйнштейн велик не только в физике, но и в педагогике, провозгласив простой принцип, который и должен составлять суть парадигмы ДО: «Я никогда не учил своих учеников. Я делал так, чтобы они учились сами». Именно по такому принципу организовано ДО в известных методиках, например, в Новосибирском ФГУ, где на первом этапе использовалась обычная электронная почта, но учебный контент специально готовился, а не копировал классические учебники.

Подчиняясь пионерскому правилу «критикуя, предлагай», коротко о том, в чём суть нашей методики? Во-первых, в качестве методологии мы опирались на положения герменевтики, например, на метод герменевтического круга. Он основан на простом правиле – изучать материал по траектории «от целого к составляющим частям, а от них к целому». Прежде всего, для изучения тексты необходимо тщательно структурировать и переложить на понятный язык, т.е. заменить сложные словесные обороты понятными, простыми и краткими, исключить иллюстративные и дополнительные фрагменты, оставив только те, которые раскрывают основное содержание изучаемой теории. Весь текст надо разделить на отдельные логически завершённые части. Первый этап изучения состоит в целевой операции понимания. Предлагается прочитать весь текст полностью, затем перейти к чтению первой части, вернуться опять к целому тексту. Перейти ко второй части, подключить её смысл к целому тексту и т.д. Какие дидактические и программные технологии используются на этом этапе. Во-первых, помогает освоить содержание всего текста технология «Структурная схема», где все части представлены отдельными блоками. Прочитывая части текста, надо возвращаться к схеме, фиксировать очередную часть в общей структуре, обращая внимание на связь между частями. Этот этап обучения теории закрепляется программными технологиями «Слепая схема» и «Конспект-свиток». Целевая ориентация второго этапа – запоминание, где организуется изучение отдельных частей текста. Здесь возможно применение целого ряда интерактивных технологий, комплекс которых мы объединили в систему «Технологии итерации» (в обычном смысле «повторение»), где используются вариативные формы визуализации информации, представленные в программных технологиях: интерактивный словарь, пробелы в знаниях, формула знаний, учебные эстафеты и лабиринты, поиск алгоритма, а также комплект технологий лексической и логической обработки текста, игровые технологии, например, многочисленные «словарные игры» и т.д. Известно, что главная цель педагогической герменевтики не в наполнении сознания ученика набором нормативных знаний, а в том, чтобы «сделать ученика умнее». Эта задача реализуется целевыми установками «применение, обобщение, анализ, синтез, оценивание», ориентирующими обучаемых на развитие когнитивно-креативных способностей. Для реализации каждой из указанных целей обучения нами создан определённый комплекс интерактивных технологий обучения, объединённых в программу «УЧКОМ» (учебник + компьютер). Изложенное выше составляет первую часть нашей системы ДО, интерпретированную в соответствии с содержанием изучаемой научной теории и заложенную в учебник для предметного обучения средствами ДО. Вторая часть системы ДО и учебника предназначена для подготовки учителей к работе по нашим технологиям. Она составлена из описаний созданных технологий – их дидактических задач, структуры программных компонентов, алгоритмов модификации обучающего контента, исходных программных шаблонов. Все модели, технологии, частные и системные программы для предметного ДО нами созданы, системные программы-оболочки зарегистрированы в ФСИС Роспатент РФ, но, к сожалению, реализовать их не смогли, т.к. грантовую поддержку в условиях отечественной системы образования без соответствующей личностно-финансовой поддержки обеспечить практически невозможно. В заключении хотим призвать своих коллег-учителей активнее защищать свою науку и практику от вредоносного влияния технократических идей и специалистов, использующих систему образования как источник личного обогащения.