Эти задания разработаны с учетом психологических рекомендаций и нацелены главным образом, не на использование запоминающих функций мозга, а на развитие способностей думать, рассуждать, анализировать. Они выполняют не столько контролирующие функции, сколько обучающие, воспитывающие и диагностирующие, т.е. способствуют формированию творческой личности. Подобные тесты в психологии опираются на метафорическую сигнальную систему, содержащую образную и вербальную метафоры. А вся метафорическая структура – это необходимый компонент творческого мышления.
Цель в тестовых заданиях «Да-Нет» ставится – оценить качество знаний обучаемых с учетом индивидуальных особенностей в соответствии со следующими факторами:
1) формулы, осведомленность (знание фактического программного материала);
2) формулы, символизация (способность к использованию условных знаков моделей, к преобразованию знаний);
3) графики, осведомленность;
4) графики символизация;
5) абстрагирование, моделирование (способность к обобщению конкретного материала, к моделированию, использованию абстрактных моделей);
6) применение понятий, практические умения (способность «применять» теоретические знания в различных учебных ситуациях).
Укажем процесс выполнения заданий. Для учащихся заготавливается бланк протокола с номерами вопросов и колонками для ответов.
Таблица 2 – Бланк протокола
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
Число верных ответов
|
1 |
|
7 |
|
13 |
|
19 |
|
25 |
|
31 |
|
|
2 |
|
8 |
|
14 |
|
20 |
|
26 |
|
32 |
|
|
3 |
|
9 |
|
15 |
|
21 |
|
27 |
|
33 |
|
|
4 |
|
10 |
|
16 |
|
22 |
|
28 |
|
34 |
|
|
5 |
|
11 |
|
17 |
|
23 |
|
29 |
|
35 |
|
|
6 |
|
12 |
|
18 |
|
24 |
|
30 |
|
36 |
|
|
Использование этого бланка существенно сократит время обработки данных. Затем школьникам предлагают прослушать инструкцию, после чего они отвечают на вопросы. Примерный текст инструкции: «Вам предлагается 36 вопросов по теме: "Задачи с экономическим содержанием". В бланке протокола вы отвечаете двумя способами: «Да», если ответ утвердительный, «Нет» - если отрицательный. Вопросы воспроизводят не более двух раз. Поскольку некоторые вопросы требуют иллюстраций, то заранее демонстрируется бланк к вопросам по данной теме.
Проверка результатов выполняется с помощью ключей – таблиц верных ответов. Ее можно поручить самим школьникам, если бланки протоколов были зашифрованы или подписаны псевдонимами. Обработка и интерпретация результатов проходит ряд этапов.
- Ответы на бланке протокола сверяются с ключом, при этом вычеркиваются неверные ответы. Подсчитывается общее число верных ответов и выставляется общая оценка по шкале:
Таблица 3 – Оценочная шкала
% верных ответов |
Число верных ответов |
Оценка |
100 – 85 |
36 – 31 |
Отлично |
84 – 75 |
31 – 27 |
Хорошо |
74 – 50 |
27 – 18 |
Удовлетворительно |
менее 50 |
менее 18 |
Неудовлетворительно |
- Подсчитывается число верных ответов в горизонтальных строках бланка протокола. В них использованы описанные выше факторы: первая строка – формулы, осведомленность; вторая – формулы, символизация; третья – графики, осведомленность; четвертая – графики, символизация; пятая – абстрагирование, моделирование; шестая – применение понятий, практические умения.
Таким образом, каждый из факторов качества знаний оценивается от 0 до 6 (баллов).