Учебный курс. Филология в системе современного гуманитарного знания. Часть I. Лингвистические мифы и основания реалистической лингвистики.

Список доступных материалов.

Лингвистические мифы и основания реалистической лингвистики. Введение

Сложность: Магистратура

В утвержденной в 2009 году Примерной основной образовательной программе магистратуры по направлению «Филология» курс «Филология в системе современного гуманитарного знания» позиционируется как учебная дисциплина, относящаяся к базовой части дисциплин общенаучного цикла всех магистерских программ, относящихся к вышеназванному направлению.

Читать далее

Миф о языке

Сложность: Магистратура

Понятие язык является базовым понятием современной лингвистики, поскольку соотносимый с этим понятием предмет рассматривается в ней в качестве основного объекта изучения.

Читать далее

Системность. Чего?

Сложность: Магистратура

Положение о системной организации языка является одним из основных постулатов современной лингвистики, своего рода аксиомой, не требующей каких-то особых доказательств. В соответствии с этой аксиомой звучащие знаки, образующие язык, существуют не каждый по отдельности, а будучи соединенными определенными системообразующими отношениями.

Читать далее

Формы существования языка или типы речи

Сложность: Магистратура

Одним из основных положений традиционной лингвистики является утверждение о том, что высокоразвитые языки могут существовать сразу в нескольких разновидностях, к числу которых относят, прежде всего, литературный язык (как высшую форму существования того или иного этнического языка), затем различные диалекты (как территориально ограниченные разновидности одного и того же языка), формирующееся на базе отдельных (двух или более) диалектов койне, городское просторечие и, наконец, профессионально и социально ограниченные жаргоны.

Читать далее

Речетипы гибридного характера

Сложность: Магистратура

Как уже было показано выше, мифологема языка как реально существующей знаковой системы создает непреодолимые препятствия для адекватной, фактологически точной интерпретации самых разных по своей природе речетипов.

Читать далее

Мифы о стилях

Сложность: Магистратура

Когда-то Р.И. Будагов, рассуждая о сущности стилистики, назвал её «душой» любого развитого языка, которой должно отводиться важное место как в науке о языке, так и в науке о литературе.

Читать далее

Языковая личность: миф или реальность

Сложность: Магистратура

Независимо от того, как понятие языка трактовалось в истории языкознания, практически всеми учеными признавалось, что носителем языка является человек.

Читать далее

Блуждание в оценках

Сложность: Магистратура

Рассмотрев вопросы, связанные с определением речевого и психического статуса основных компонентов плана выражения коммуникативных единиц, обратимся теперь к плану содержания, к наиболее животрепещущим и хуже всего разработанным проблемам семантики.

Читать далее

Семантические типы полнознаменательных слов

Сложность: Магистратура

Полнознаменательные слова отличаются, как известно, тем, что предназначаются для выполнения номинативной функции и обладают основным лексическим значением, образующим своеобразный семантический стержень, своего рода смысловое ядро, вокруг которого объединяются все остальные составляющие их семантику значения и смыслы.

Читать далее

Структурная организация семантики дескрипционного слова

Сложность: Магистратура

То, что семантика слова представляет собой не просто его денотативную или референтную соотнесенность с каким-то предметом или предметным классом, а определенный комплекс самых разных по своей природе смыслов, давно уже стало аксиомой современной семасиологии.

Читать далее

Вопрос о языковой картине мира

Сложность: Магистратура

Понятие языковой картины мира приобрело в современной науке немыслимую популярность.

Читать далее

Лингвистические мифы и основания реалистической лингвистики. Заключение

Сложность: Магистратура

В нашей книге мы рассмотрели и попытались как-то разрешить некоторые, на наш взгляд, наиболее важные, наиболее актуальные и в то же время наиболее проблематичные вопросы современной лингвистики.

Читать далее

График функции (И. Н. Кубрак)

Сложность: 7 класс

В разделе дается определение понятию график функции и приводятся несколько примеров.

Читать далее

Системы линейных уравнений с двумя переменными (Сайкова А.В)

Сложность: 7 класс

Системы линейных уравнений с двумя переменными. Основные понятия.

Читать далее