А.И. Архипова
Аннотация
В статье обсуждается вопрос, как в процессе обучения выстроить оптимальное взаимодействие слова учителя и учебных компьютерных технологий, которые, в основном, предназначены для индивидуальной самостоятельной работы учащихся. Приводятся аргументы и примеры, подтверждающие вывод о том, что использование компьютеров не исключает, а, напротив, стимулирует включение живого слова учителя в процесс компьютерного обучения.
Прошло более 10 лет с тех пор, как Правительством РФ была принята программа «Информатизация образования РФ». Однако и сейчас можно встретить сомневающихся в целесообразности интеграции компьютерных и традиционных образовательных технологий, что характерно, в основном, для преподавателей гуманитарных дисциплин. Аргумент прост: живое слово не заменят никакие новые информационные технологии, в том числе компьютерные. Признавая основополагающую роль в образовательном процессе живого слова, всё же следует отметить несколько аспектов проблемы интерфейса живого слова и компьютера.
Во-первых, никто из создателей нового методического сопровождения учебного процесса с применением компьютеров не ставит задачу вытеснения традиционных методов преподавания, которые хорошо себя зарекомендовали. Учебные компьютерные технологии рассматриваются как дополнительное, вспомогательное средство, призванное помочь интенсифицировать учебный процесс, сделать его более эффективным. Компьютер может только усилить эмоциональное и интеллектуальное воздействие живого слова, поскольку в обучении очень важно, «как слово наше отзовётся». Например, далеко не каждый учитель может так гениально озвучить вечные человеческие вопросы, как это делает Иннокентий Смоктуновский в знаменитом фильме Григория Козинцева «Гамлет». А с помощью компьютера можно дать ученикам возможность услышать речь гениального артиста:
«Быть или не быть? Вот в чём вопрос.
Достойно ли смиряться под ударами судьбы
Иль надо оказать сопротивленье?
И в смертной схватке с целым морем бед покончить с ними?»
Второй пример. По телевидению демонстрируется «живая» лекция по истории России, посвящённая периоду Крымской войны. Умный и компетентный преподаватель монотонным голосом и «протокольными» словами рассказывает о ходе и результатах войны. Слушатели (учащиеся старших классов) воспринимают кем-то составленный исторический текст. Думать не надо, все факты анализирует сам лектор, как и сообщает выводы. Но можно предложить им выполнить самостоятельно технологию ИКД «Анализ и синтез», где на трёх фреймах представлены тексты о жизни правителей государств – участников Крымской войны. Технология предлагает сопоставить тексты, а затем с помощью интерактивной таблицы составить психологический портрет идеального руководителя государства. Так, с помощью компьютера в освоение исторического текста включается приём активной рефлексивной деятельности.
С другой стороны, живое слово преподавателя может очеловечить любую компьютерную учебную разработку. Например, демонстрируя интерактивную презентацию о события Кавказских войн, о присоединении к России земель грузинских княжеств, учитель «живым словом» раскрывает самый значимый результат изложенных событий, о которых невозможно сказать более выразительно, чем сказано великим русским поэтом М.Ю. Лермонтовым (поэма «Мцыри»):
«Немного лет тому назад там,
Где сливаяся шумят,
Обнявшись будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь…
Теперь один старик глухой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой и о том,
Как удручён своим венцом
Такой-то царь, в такой-то год
ВРУЧАЛ РОССИИ СВОЙ НАРОД.
И Божья благодать сошла с тех пор на Грузию.
Она цвела с тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью ДРУЖЕСКИХ ШТЫКОВ».
Взаимодействие компьютера и слова учителя должно убедить учащихся в том, что «живое слово» обладает мощной преобразующей силой:
«Меня к добру и небесам
Ты возвратить могла бы СЛОВОМ.
Твоей любви святым покровом одетый,
Я предстал бы там как новый ангел в блеске новом»
(«Демон», М.Ю. Лермонтов).
Поэтому слово, сказанное с любовью, может быть панацеей от многих «педагогических бед». Например, один из наших авторов, психолог из Украины О.И. Бойченко, в статье об антинаркотической профилактике утверждает, что «главное лекарство от наркотиков – это любовь», имея в виду любовь родителей к своим детям.
В некоторых компьютерных учебных разработках просто необходимы устные комментарии учителя, особенно там, где использованы большие тексты из других учебных предметов, о содержании которых не все учащиеся могут быть осведомлены. Например, в компьютерной учебной игре по физике «Философский камень» есть web-страницы о произведении И.В. Гёте «Фауст», поскольку в нём использована метафора о философском камне. В текстах изложены сведения о создании трагедии, о главных идеях, многие из которых требуют пояснений учителя. Учитель должен обратить внимание учащихся на диалог из первой сцены трагедии. Ученику Фауста, которому нужна специальность полегче и подоходнее, Мефистофель издевательски советует: «Держитесь слова… Словами диспуты ведутся, из слов системы создаются…». Здесь насмешка Мефистофеля над теми «учёными», которые не в силах создать новое знание идут по пути пустой фразы и схоластики. Одна из центральных идей «Фауста» в словах Мефистофеля: «Суха, теория, мой друг. А древо жизни пышно зеленеет!». Хотя Мефистофель выступает как дьявол, но одновременно Гёте придает ему черты скептика и остроумца. Но спор между оптимистами и скептиками не закончился. И Фауст вошел в мировую литературу как один из «вечных образов». Вечные образы продолжают жить за пределами той эпохи, в которую они созданы. Так на основе сюжета произведения Гёте французский композитор Шарль Гуно написал оперу «Фауст». А куплеты Мефистофеля в опере как будто написаны о наших днях, о власти денег (золотого тельца) над людьми.
В угожденье богу злата
Край на край встаёт войной;
И людская кровь рекой
По клинку течёт булата!
Люди гибнут за металл,
Сатана там правит бал!
Там правит бал!
(Знаменитые куплеты Мефистофеля включены в компьютерную разработку в исполнении великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина).
Упомянутая выше компьютерная разработка по физике содержит предметные тексты в форме «белых» стихов, которые учащиеся также должны прочитать «живыми словами», после чего учитель должен акцентировать их внимание на строгую последовательность и системность изучаемых физических теорий:
Если бы великий Пушкин
Познал теорию Эйнштейна
Иль уравнений Максвелла знал суть,
То он нашёл бы в них источник вдохновенья,
Дивясь гармонии и красоте продуктов разума.
Следует отметить, что во всех компьютерных учебных материалах, где использованы тексты из произведений великих мастеров слова (писателей, поэтов, философов), живое слово незаменимо, хотя эти тексты и включены в программные файлы. Это создаёт условия для активного обсуждения как вечных тем, так и для их экстраполяции на ситуации современной действительности. Например, в технологии ИКД «Восхождение на Пик Свободы» представлен раздел «Свобода в поэзии», где приводятся несколько стихотворений А.С. Пушкина, по содержанию которых затем учащиеся самостоятельно выполняют интерактивные задания. Однако иллюстративную часть технологии желательно обсудить коллективно, включив выразительную декламацию. При этом некоторые произведения великого поэта могут послужить поводом для активного обсуждения проблем из жизни современного общества. Например, в поэме «Кавказский пленник» поэт пишет о внутренней свободе личности, которой лишены многие люди городов.
О чем жалеть? Когда б ты знала,
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди в кучах, за оградой,
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов,
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей, Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.
Таким образом, технологии инновационной компьютерной дидактики не только не исключают использование живого слова в учебном процессе, но и способствуют усилению его созидающей и преобразующей роли.
Литература
-
О.И. Бойченко. Несколько психологических аспектов употребления наркотиков подростками // Школьные годы. 2010. № 30.
-
А.И. Архипова. Гуманитаризация обучения физике посредством компьютерной учебной игры «Философский камень» // Школьные годы. 2012. № 42.
-
А.И. Архипова, Р.И. Золотарёв. Учебные web-технологии в структуре компьютерной поддержки процесса изучения темы «Я и свобода» // Школьные годы. 2012. № 42.
-
А.Ю. Смирнов. Свобода слова по-французски: либеральное движение в эпоху Реставрации (начало) // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1.
-
А.Ю. Смирнов. Свобода слова по-французски: либеральное движение в эпоху Реставрации (окончание) // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 1.
-
А.И. Архипова. Философский камень. Обучающие игры. Краснодар: АУФК, 1991.
-
http://coolreferat.com
-
А. Аникст. Гете и Фауст. М.: Книга, 1983.
-
В.М. Жирмунский . Гете в русской литературе. СПб.: Наука, 1981.