Тестовые задания «Да – Нет»
Эти задания разработаны с учетом психологических рекомендаций и нацелены главным образом не на использование запоминающих функций мозга, а на развитие способности думать, рассуждать, анализировать. Они выполняют не столько контролирующие функции, сколько обучающие, воспитывающие и диагностирующие, т. е. способствуют формированию творческой личности. Подобные тесты в психологии опираются на метафорическую сигнальную систему, содержащую образную и вербальную метафоры. А вся метафорическая структура – это необходимый компонент творческого мышления. В этих заданиях ставится цель – оценить качество знаний обучаемых в соответствии со следующими факторами:
- формулы, осведомленность (знание фактического программного материала); 2) формулы, символизация (способность к использованию условных знаковых моделей, к преобразованию знаний); 3) графики, осведомленность; 4) графики, символизация; 5) абстрагирование, моделирование (способность к обобщению конкретного материала, использованию абстрактных моделей); 6) применение понятий, практические умения (способность применять теоретические знания в различных учебных ситуациях).
Укажем процедуру выполнения заданий. Для учащихся заготавливается бланк протокола с номерами вопросов и колонками для ответов. Использование этого бланка существенно сократит время обработки результатов, так как ответы они вписывают в этот бланк. Кроме того, им предлагаются иллюстрации к задачам, а вопросы зачитываются учителем.
Бланк протокола
№ вопроса |
Ответ |
№ вопроса |
Ответ |
№ вопроса |
Ответ |
№ вопроса |
Ответ
|
№ вопроса |
Ответ |
№ вопроса |
Ответ |
Число верных ответов |
1 |
|
7 |
|
13 |
|
19 |
|
25 |
|
31 |
|
|
2 |
|
8 |
|
14 |
|
20 |
|
26 |
|
32 |
|
|
3 |
|
9 |
|
15 |
|
21 |
|
27 |
|
33 |
|
|
4 |
|
10 |
|
16 |
|
22 |
|
28 |
|
34 |
|
|
5 |
|
11 |
|
17 |
|
23 |
|
29 |
|
35 |
|
|
6 |
|
12 |
|
18 |
|
24 |
|
30 |
|
36 |
|
|
Школьникам предлагают прослушать инструкцию, после чего они отвечают на вопросы. Примерный текст инструкции: «Вам предлагаются 36 вопросов по теме (указать тему). В бланке протокола вы отвечаете двумя способами: «Да», если ответ утвердительный, «Нет» – если отрицательный. Вопросы воспроизводятся не более двух раз. Время для ответа 10 с, а с использованием рисунка 15 с». Поскольку некоторые вопросы требуют иллюстраций, то заранее демонстрируется бланк к вопросам по данной теме. (Если в тест включены сложные задачи, то текст и рисунки раздаются школьникам).
Проверка результатов выполняется с помощью ключей – таблиц верных ответов. Ее можно поручить самим школьникам, если бланки протоколов были зашифрованы или подписаны псевдонимами. Обработка результатов проходит ряд этапов.
- Ответы на бланке протокола сверяются с ключом, зачеркиваются неверные ответы. Подсчитывается общее число верных ответов и выставляется общая оценка по шкале:
% верных ответов |
Число верных ответов |
Оценка |
100–85 |
36–31 |
Отлично |
84–75 |
31–27 |
Хорошо |
74–50 |
27–18 |
Удовлетворительно |
Менее 50 |
Менее 18 |
Неудовлетворительно |
- Подсчитывается число верных ответов в горизонтальных строках бланка протокола. В них использованы описанные ранее факторы: первая строка – формулы, осведомленность; вторая – формулы, символизация; третья – графики, осведомленность; четвертая – графики, символизация; пятая – абстрагирование, моделирование; шестая – применение понятий, практические умения. Таким образом, каждый из факторов качества знаний оценивается от 0 до 6. 3. Результаты тестирования представляются графически в форме столбчатой или лучевой диаграммы. Лучевая диаграмма (рис. 1.2) строится следующим образом: на лучах откладываются по 6 отрезков, каждый луч соответствует определенному фактору.
Для разработки корректирующих программ обучения существенны результаты как индивидуального, так и группового тестирования, выполненные по описанной методике.