Тестовые задания «Да – Нет»

Эти задания разработаны с учетом психологических рекомендаций и нацелены главным образом не на использование запоминающих функций мозга, а на развитие способности думать, рассуждать, анализировать. Они   выполняют не столько контролирующие функции, сколько обучающие, воспитывающие и диагностирующие, т. е. способствуют формированию творческой личности.   Подобные тесты в психологии опираются на метафорическую сигнальную систему, содержащую образную и вербальную метафоры. А вся метафорическая структура – это необходимый компонент творческого мышления. В этих заданиях ставится цель – оценить качество знаний обучаемых в соответствии со следующими факторами:

  • формулы,  осведомленность   (знание   фактического   программного   материала); 2) формулы, символизация (способность к использованию условных знаковых моделей, к преобразованию знаний); 3) графики, осведомленность; 4) графики, символизация; 5) абстрагирование, моделирование (способность к обобщению конкретного материала, использованию абстрактных моделей); 6) применение понятий, практические умения  (способность применять теоретические знания в различных учебных ситуациях).

Укажем процедуру выполнения заданий. Для учащихся заготавливается бланк протокола с номерами вопросов и колонками для ответов. Использование этого бланка существенно сократит время обработки результатов, так как ответы они вписывают в этот бланк. Кроме того, им предлагаются иллюстрации к задачам, а вопросы зачитываются учителем.

 

Бланк протокола

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

 

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

Число верных ответов

1

 

7

 

13

 

19

 

25

 

31

 

 

2

 

8

 

14

 

20

 

26

 

32

 

 

3

 

9

 

15

 

21

 

27

 

33

 

 

4

 

10

 

16

 

22

 

28

 

34

 

 

5

 

11

 

17

 

23

 

29

 

35

 

 

6

 

12

 

18

 

24

 

30

 

36

 

 

 

Школьникам предлагают прослушать инструкцию, после чего они отвечают на вопросы. Примерный текст инструкции: «Вам предлагаются 36 вопросов по теме (указать тему). В бланке протокола вы отвечаете двумя способами: «Да», если ответ утвердительный, «Нет» – если отрицательный. Вопросы воспроизводятся не более двух раз. Время для ответа 10 с, а с использованием рисунка 15 с». Поскольку некоторые вопросы требуют иллюстраций, то заранее демонстрируется бланк к вопросам по данной теме. (Если в тест включены сложные задачи, то текст и рисунки раздаются школьникам).

Проверка результатов выполняется с помощью ключей – таблиц верных ответов. Ее можно поручить самим школьникам, если бланки протоколов были зашифрованы или подписаны   псевдонимами. Обработка   результатов проходит ряд этапов.

  1. Ответы на бланке протокола сверяются с ключом, зачеркиваются неверные ответы. Подсчитывается общее число верных ответов и выставляется общая оценка по шкале:

 

% верных ответов

Число верных ответов

Оценка

100–85

36–31

Отлично

84–75

31­–27

Хорошо

74–50

27–18

Удовлетворительно

Менее 50

Менее 18

Неудовлетворительно

 

  1. Подсчитывается число верных ответов в горизонтальных строках бланка протокола. В них использованы описанные ранее факторы: первая строка – формулы, осведомленность; вторая – формулы, символизация; третья – графики, осведомленность; четвертая – графики, символизация; пятая – абстрагирование, моделирование; шестая – применение понятий, практические умения. Таким образом, каждый из факторов качества знаний оценивается от 0 до 6. 3. Результаты тестирования представляются графически в форме столбчатой или лучевой диаграммы. Лучевая диаграмма (рис. 1.2) строится следующим образом: на лучах откладываются по 6 отрезков, каждый луч соответствует определенному фактору.

Для разработки корректирующих программ обучения существенны результаты как индивидуального, так и группового тестирования, выполненные по описанной методике.

Тест «Да–Нет». Квадратичная функция