А.И. Архипова, Н.Н. Кочетова

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ НА БУКВУ "Е" В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЕКТЕ  «АЛФАВИТ»

Электронное сопровождение статьи размещено на CD-диске журнала «Школьные годы», № 53. Подписной индекс журнала в каталоге СМИ «Газеты. Журналы» 47223

 Аннотация

    Излагаются аргументы о необходимости усиления роли самостоятельной работы в образовательном процессе. Предлагается способ самообучения правописанию слов с помощью компьютерных программ проекта «Алфавит», предусматривающий их модификацию. При этом учащиеся создают индивидуальный программный продукт с возможностью самопроверки написания тех слов, в записи которых у них были затруднения. Одновременно решаются две дидактические задачи: обучение правописанию трудных и малознакомых слов (используются слова из словаря на букву «Е») и обучение способу корректировки компьютерной программы с целью изменения образовательного контента.

 

     Статья представляет собой продолжение общего проекта «Алфавит», нацеленного на создание компьютерной поддержки процесса формирования навыков практической грамотности. Это шестая часть проекта. Мы отошли от общепринятого подхода обучения грамотному письму, основанного на освоении сначала правил русской орфографии. Обоснования выбора иного пути приведены в статьях, опубликованных в журнале «Школьные годы», № 49-53 [2 – 5].

     Главную задачу мы видим в том, чтобы создать комплекс учебных компьютерных технологий, работая с которыми ученик непроизвольно запомнит большинство из слов алфавитной выборки ( выборка слов из словаря         С.И. Ожегова представлена ниже). Постепенно мы хотим приобщить учащихся  к самостоятельному созданию несложных веб-программ на основе уже имеющихся готовых образцов, исполняющих роль веб-шаблонов. Так, на CD-диске этого номера журнала размещена программа формата «.html», которую учащиеся должны открыть и заменить с помощью клавиатуры некоторые строчки. При верном следовании инструкции они создадут индивидуальный электронный тренажёр, обеспечивший прочное усвоение верного написания заложенных в программу слов.

В дальнейших разработках этого проекта мы намерены усиливать роль самостоятельной работы учащихся, поскольку педагогический потенциал этого вида учебной деятельности существенно повышается в условиях использования новых информационных технологий, в частности, технологий инновационной компьютерной дидактики. Остановимся на некоторых аспектах проблемы самоподготовки и самопроверки обучающихся, опираясь на ряд исследований в этой области [1, 6].

Список слов на букву «Е»

1

евангелие

21

егоза

41

единожды

2

евразиец

22

едва-едва

42

единомыслие

3

европеец

23

единение

43

единомышленник

4

европеизация

24

единица

44

единонаследие

5

европейка

25

единоборство

45

единоначалие

6

егерь

26

единовластный

46

единообразие

7

египетский

27

единогласный

47

единственный

8

египтянин

28

единодушие

48

единорог

9

ежевика

29

ежовый

49

енот

10

ежеквартальный

30

ездить

50

епархия

11

ежели

31

ездовой

51

епископ

12

еженедельный

32

елеосвящение

52

епитимья

13

еженощный

33

елей

53

епитрахиль

14

ежечасный

34

ёлочка

54

еретик

15

ёжиться

35

ёмкость

55

ёрник

16

ершистый

36

ерихонка

56

ерошить

17

ермолка

37

ерундовый

57

ершистый

18

ёршик

38

есаул

58

если бы

19

ессентуки (напиток)

39

естественно

59

естествознание

20

ефрейтор

40

ехидна

60

ехидный

 

      В Национальной доктрине образования и Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 г. г. подчёркивается, что стратегией развития всех ступеней образования должно быть увеличение объема самостоятельной работы в образовательном процессе, повышение ее статуса за счет индивидуализации обучения и способов выполнения вариативных моделей самопроверки и самоконтроля.

     Однако ключевая роль в организации самостоятельной работы по-прежнему принадлежит преподавателю [3].  Функционально она организуется, в основном, для решения частных дидактических задач. Поэтому содержание самостоятельной работы учащихся недостаточно отражает социально востребованную в современных условиях систему компетенций, в частности, компетенций в области ИКТ.

     В последние годы система образования столкнулась с необходимостью адаптироваться к новым условиям функционирования, вызванными глобальным распространением сетевых технологий, в частности, технологий Интернета, новыми формами учебной информации, совмещающими национальные нормы и интернациональные элементы новой информационной культуры; появлением гибких режимов обучения; многообразием организационных форм обучения, интегративным и полипредметным характером образовательных программ и др. В этих условиях особенно возрастает значение новых форм организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся как личностного ресурса их будущей трудовой деятельности.

Именно включение учащихся в активную самостоятельную работу по освоению новых вопросов из различных областей знаний обеспечит условия для переход от стратегии «образование на всю жизнь» к стратегии «образование в течение всей жизни» [4].

                 Это особенно важно в условиях другой тенденции, черты которой уже проявляются в мировом сообществе, и связана она с грядущей интернационализацией экономики и культуры в целом. Данная тенденция предполагает мир без границ, с единой экономикой, с кооперированным производством, возможностями взаимопроникновения на рынки, развитыми партнерскими отношениями. Результатом такого содружества является обострение конкуренции. С позиции экономики конкуренция – это процесс обеспечения наиболее высокого качества товаров и услуг и их эффективное продвижение на рынке [7].   Отсюда вытекает всеобщее требование к системе образование – обеспечение   конкурентоспособности будущих специалистов.

     Однако в силу природного и исторически обусловленного неравномерного развития различных мировых сообществ в различных сферах общественной жизнедеятельности (экономике, науке, производстве, политической системе), их социальные установки и модели развития не совпадают. Отсюда ценности отдельно взятого общества с менее выраженной динамикой прогресса могут подвергаться либо деформации, либо приобретают иную ориентацию и, как следствие, перестают быть стабилизирующим социальным фактором.

     Вследствие этих тенденций государственная политика России строится с учётом объективности интернациональных процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, международных принципов сотрудничества при сохранении национальных приоритетов. Кроме того, указанные изменения определили также направленность стратегического курса России на инновационное развитие всех сфер жизнедеятельности общества. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года подчеркивается, что его стратегией выступает инновационное развитие, которое характеризуется не только созданием нового в каждой социальной и экономической системе, но и изменением в образе деятельности, жизни, мышления людей (А.И. Пригожин). Основным показателем этих изменений является способность человека к преобразовательному целеполаганию, проявлению инновационных инициатив, созданию и внедрению новшеств, организации технологически рациональной деятельности по совершенствованию той или иной системы и приданию ей конструктивной новизны одновременно в аспекте организации, содержания, статуса, технологий и продукта. Все это требует инновационной реорганизации и системы образования, в которой приоритетом должна стать установка всех субъектов образовательного процесса на

− развитие способности к рефлексии, самоконтролю и самооценке, выбору собственной познавательной позиции; к эффективному поиску, анализу новой информации, извлечению из нее необходимых знаний и их оперативному применению;

− формирование потребности в собственном интеллектуальном развитии, самореализации через самостоятельную познавательную деятельность.

     Следовательно, ещё на школьной скамье учащийся должен овладевать умениями самообразовательной культуры, которая предполагает перманентное пополнение и обновление багажа знаний и развитие ментального личностного опыта. При условии выполнения указанных выше требований главным результатом познавательной деятельности учащихся   становится способность учиться самостоятельно в течение всей последующей активной трудовой жизни.

         Изложенные выше положения объясняют то, что большинство технологий инновационной компьютерной дидактики рассчитаны на самостоятельное выполнение заданий. Но в данном случае дидактическая роль этой работы изменена, т.к. учащиеся не только выполняют сами предложенные задания, но и выстраивают собственный контент путём изменения содержания программы (технология «Формы»). В технологии «Список» также они делают выбор слов без предварительного освоения их значений, неоднократное использование процедуры выбора подскажет им верное решение. Ниже приведены описания заданий этой части проекта.

Задание 1. Технология «Рисование на веб-странице»

Прочитывая слова в списке, зачёркивайте те из них, в написании которых вы не сомневаетесь. Используйте для рисования курсор компьютерной мыши.

 1

Задание 2. Технология «Формы»

Создайте веб-страницу, которая будет вашим электронным тренажёром, помогающем верно записывать те слова, которые остались не зачёркнутыми на предыдущей странице. Эти слова можно видеть, переходя по ссылке "НАЗАД".

 54

Правила создания тренажёра

      В папке "Formi" откройте файл "index.html" с помощью программ  Notepad или Блокнот. В тексте программы после слова <script> запишите по три раза каждое из ваших слов вместо слов "СЛОВО", "Слово", "слово". Сохраните изменения. Закройте программу, затем проверьте её работу. Откройте этот же файл программой InternetExplorer, в белые окна (формы) записывайте ваши слова. Нажимайте на кнопку «Проверить». 

Если незачёркнутых слов будет больше девяти, то можно скопировать и добавить строки в тексте программы, заменив номера ответов и соответствующие слова. Можно также продублировать полностью весь файл и заменить в нём слова. Так, работа с программой, её модификация помогут учащимся непроизвольно запомнить написания незнакомых слов, а также познакомиться со структурой программой. Возможно, подобная работа вызовет дальнейший интерес учащихся к веб-программированию.

Задание 3. Технология «Список»

Традиционно эта учебная веб-технология использовалась для освоения значений некоторых слов из выборки. При этом предварительно эти слова записывались на отдельной веб-странице, где демонстрировались их значения. Затем знания проверялись с помощью технологии «Список». В этой части электронного ресурса мы усложнили задание так, чтобы учащиеся сами определяли значения слов. В этом поможет программа, которая реагирует на результат выбора слова из выпадающего списка. Поэтому, прочитав значение неизвестного слова, ученик вызывает список и подбирает слово, пока программа не ответит «Верно». При этом ему придётся многократно прочитывать слова из списка, что несомненно поможет запомнить их написания.

file.[2]

     Таким образом, в настоящее время в связи с бурным развитием сетевых технологий и их использованию в системе дистанционного обучения роль самостоятельной работы существенно возрастает. При этом актуализировалась проблема самоподготовки и самоконтроля учебных достижений, развитие этих технологий создаст условия для нового мотивационного фактора, нацеливающего каждого члена информационного общества на установку «образование через всю жизнь». Это свидетельствует о нарастающей тенденции в организации образовательного процесса нового типа, где доминирующей становится самостоятельная работа. Таким образом, использование учебных компьютерных технологий обеспечивает условия для реализации педагогического потенциала самостоятельной работы, в структуру которого входят как когнитивная, так и творческая, и личностно ориентированная составляющие.

 Литература

1. Рогачева И.И. Теоретическая модель самостоятельной работы студентов аутокомпетентностной направленности в образовательном процессе современного вуза / Ученые записки Российской академии предпринимательства. Вып. XXXIII.- М.: Изд-во Наука и образование. 2012г.

2. А.И. Архипова, Т.Ю. Кратова. Электронный образовательный ресурс по русскому языку «Алфавит» //Школьные годы, № 50, 2014.

3. А.И. Архипова, В. И. Коротенко. Электронный образовательный ресурс по русскому языку «Алфавит-В» //Школьные годы, № 51, 2014.

4. А.И. Архипова, С.Б. Нужнова. Электронный образовательный ресурс по русскому языку «Алфавит» как продукт коллективного творчества учащихся и преподавателей //Школьные годы, № 52, 2014.

5. А.И. Архипова, С.П. Седых. Использование дидактической итерации в учебных материалах инновационной компьютерной дидактики (на примере проекта «Алфавит») //Школьные годы, № 53, 2014.

6. http://www.xxc.ru/

7. http://yandex.ru/images/search