Графические диктанты

Графический диктант – это экспресс-приём, который рассчитан на быстрый темп выполнения. При этом требуется подготовка наглядного материала: цветных моделей графиков, рисунков, а также плакатов с пронумерованными уравнениями. Все иллюстрации снабжаются магнитами, удерживающими их на металлической доске. Иллюстрации на доске должны совпадать по цвету с рисунками в тексте диктанта, находящимися у учителя.

Учитель формулирует вопрос и одновременно располагает на доске иллюстрации. Пауза между вопросами длится несколько секунд, так как от учащихся требуются очень лаконичные ответы. Поэтому за 10–12 мин. школьники успевают ответить на 25–30 вопросов. Оценивание результатов выполняется на этом же уроке, поскольку рекомендуется проводить взаимопроверку. Для этого работы учащихся шифруются (можно использовать псевдонимы) и затем раздаются классу. Учитель диктует верные ответы, школьники подсчитывают их число. Результаты заносятся в ведомость и преобразуются в пятибалльную шкалу. Применение данного приема способствует как формированию предметных навыков, так и развитию общих интеллектуальных умений: концентрации внимания, кратковременной и оперативной памяти, образному мышлению и др.

По содержанию графический диктант по теме «Квадратичная функция» разбивается на три части. Для выполнения первой необходимо приготовить демонстрационные карты, на которых изображены графики и оси, графики пронумерованы. Кроме того, понадобится плакат с уравнениями функций, который заранее помещается на доске. Учитель поочерёдно демонстрирует классу карточки и предлагает   выбрать соответствующие уравнения из плаката. Работа проводится устно. Школьники записывают только номер вопроса (фактически это номер графика) и номер соответствующего ему уравнения из плаката, например, 1–2.

Вторая часть диктанта включает учебный материал, изучаемый в курсе физики по теме «Прямолинейное равноускоренное движение». При этом учащиеся должны осознать, что парабола – это графическое представление зависимости координаты x от времени движения тела t. Так как время положительно, то график в этом случае не всегда симметричен. Для диктанта необходимо заготовить карточки с изображением парабол, на осях по горизонтальной оси отложено время, а на вертикальных – координата движущегося равноускорено тела. На доске вывешивается плакат с уравнениями, затем учитель поочерёдно демонстрирует карточки и предлагает указать соответствующий номер уравнения. Ответы записываются в форме: номер вопроса – номер уравнения. 

Проводя третью часть диктанта, учитель на доске помещает рисунок пушки с осями координат и таблицу. Поясняет, что в отсутствии сопротивления воздуха движение снаряда происходит по траектории, представляющей собой параболу, поэтому уравнение траектории – это уравнение параболы. Для данного случая оно имеет вид  , где g – ускорение свободного падения; v0 – начальная скорость снаряда; a – угол между вектором этой скорости и горизонтом.

Это уравнение в общем виде может быть записано так: y = –ax2 + bx, (a>0, b>0). Затем поочередно на отдельных плакатах демонстрируются уравнения траектории движения снаряда. Учащиеся должны указать соответствующую ситуацию.

Однако электронная версия отличается от традиционного вида технологии:

Часть 1. Графический диктант (математика)

Часть 2. Парабола в прямолинейном движении

Часть 3. Парабола в криволинейном движении