Изучение романтизма как культурологического типа уместно начать с осмысления основной идеи, которая стала господствовать в европейской культуре в первой половине 19 века. В связи с социально-политическими обстоятельствами в Европе сформировалось господствующее мироощущение, которое можно назвать романтическим. Данное умонастроение связано с кружением упований века просвещения. Оно несет некоторый элемент социального пессимизма, положительно смотрит на всякого рода проявление индивидуальности, эмоционально насыщено и динамично. Во многом творцом и гениальным выразителем данного направления стал английский поэт и философ лорд Байрон. Байрон не только ярко воплотил духовные ценности романтизма, он стал символом эпохи, конкретным воплощением романтического идеала. Данный идеал ярче всего проявляется в байроновской концепции романтической поэмы. Его поэмы написаны в свободной форме. Точнее, каждый элемент, каждая строфа отточены, как бриллиант, но общая структура на первый взгляд отсутствует. Кажется, что Байрон нарушает закон красоты, согласно которому должна быть гармония между частями и целым, причем части (элементы) не должны заслонять, целое. Однако, при ближайшем рассмотрении выясняется, что Байрон всего лишь отказывается от традиционной композиции. Целое не имеет у него четких внешних очертаний. Однако образ целого возникает в сознании чуткого читателя в процессе постижения содержания поэмы как ее идея. Что касается конкретного содержания поэм (описание событий, чувств, мыслей героя), то они также в полной мере отразили тот дух, то настроение, которое называют романтизмом.

Позитивизм

Изучение позитивизма полезно предварить четким определением того, что называют "позитивизм". Данное слово буквально значит - положительное. Позитивизм возник в средине века и вскоре стал господствующим в культуре мировоззрением. Его создатель Огюст Конт полагал, что философия как наука о цельном мировоззрении закончила творческий период своего существования. После того, как опытная наука нашла возможность изучать душу (психею) человека, после возникновения психологии у философии исчез собственный предмет исследования, а цельное мировоззрение, по мысли позитивистов, должно складываться как сумма выводов положительных наук, т.е. наук, опирающихся на опытное, положительное знание. Таким образом, позитивизм суть реакция на романтическую философию и романтическое мироощущение. Не менее существенным видится социальный аспект проблемы. Изучая его, мы наблюдаем весьма интересную реакцию европейского сознания на неудачу Французской революции века 18. Позитивизм увидел в ней попытку произвольного установления идеального социального порядка. Но революционеры 18 века, по мысли основателя позитивизма, не предполагали, что существуют имманентные обществу законы. Они столь же объективны, как и законы природы, которые изучает наука, и с которыми необходимо считаться, осуществляя реформу. Изучением этих законов начинает заниматься О. Конт. Так возникает социология. При подготовке к обсуждению данного вопроса рекомендуется проследить влияние позитивистского мировоззрения в разных сферах культуры в 19 веке.