Изучая особенности духовной культуры, важно выявить основную характеристику, главную идею эпохи. Эта идея дала название 18 века. Его называют веком философов, веком просвещения. Господствовала интуиция, согласно которой разум может переделать мир. И это новое дело, новая культура сделает мир лучше (имели ввиду, прежде всего, общественное устройство). Однако, необходимо сразу отметить, что разумное переустройство мира осуществлялось без учета того, что социальная жизнь, общество имеет свои объективные законы, которые также необходимо учитывать, как и законы природы. Другая существенная особенность просветительской идеологии -враждебное отношение к христианской церкви. Большинство просветителей были деистами. Они признавали бытие Бога, но отвергали чудеса. "Чудес не бывает" - так они говорили. Следовательно, была отвергнута мистическая интуиция "встречи с Богом". На этой основе также отвергалось христианство. Христианская церковь мыслилась как крайне реакционный, даже вредный социальный институт, как источник лжи, пытающийся обмануть непросвещенные массы. Однако, просветители не могли не учитывать роль церкви в качестве средства нравственного воспитания. Нравственное воспитание, как показал опыт истории, не может быть ограничено только рациональными формами. Нравственность должна быть подкреплена эмоционально окрашенными идеальными нормами. Данную функцию, по мысли просветителей призвано выполнить новое искусство.
Немаловажной считается роль духовной культуры в социокультурной динамике. Лидером и катализатором процесса была, несомненно, философия. Однако произошло излишнее ее обмирщение, превращение в набор идей для общественного пользования и благих пожеланий. Философия постепенно превращается в идеологию. Лучшая участь ждет другие, специальные науки. Популяризация научных знаний (Энциклопедия, словари и проч.) прибавили науке авторитет, что, несомненно, положительно сказалось на интенсификации ее динамики. Искусство развивается весьма своеобразно. Некоторые его виды и жанры "вплетаются" в агитационную борьбу. Содержание подобных произведений (прежде всего литературных) подчас приобретают публицистические черты. Впрочем, искусство, как вид духовной культуры, имеет свою историю, свою динамику и логику развития. В силу этого многие произведения данной эпохи выражают все то же вневременное содержание, преломленное сквозь призму многих исторических обстоятельств.