Т. Спенсер и его школа
Г.Спенсер (1820-1903, Англия) являлся основоположником органической школы в социологии, им раскрыты сходства и различия между биологическими и социальными организмами. Спенсер заложил основы понимания человека как органического единства в нем биологического, психологического и социального. Следует отметить два главных принципа социологической теории Г. Спенсера – органицизм и эволюционизм, которые не допускают вмешательства «извне» и исключают революцию. Спенсер выделил шесть типов социальных институтов (домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные). Также он предпринял попытку сочетания историко-эволюционного подхода к обществу со структурно-функциональным. Спенсер обогатил понятийный аппарат социологии и ввел такие понятия как «система», «функция», «структура», «институт».
Э. Дюркгейм и его теории
Э. Дюркгейм (1858-1917, Франция) выдвинул новые принципы социологии – натурализм (понимание законов общества по аналогии с законами природы) и социологизм (утверждение специфичности и автономности социальной реальности), а также центральную проблему его научного творчества – проблему социальной солидарности, его взгляды на общество, его отношение к конфликтам в нем (по своей природе общество основано на консенсусе, а конфликты – признак болезни и разлада в обществе). Важно раскрыть учение Э. Дюркгейма о социальных фактах, в основе которого лежит понимание общества как реальности особого рода, охарактеризовать структурно-функциональный анализ Э. Дюркгейма, его понимание социальных фактов как независимой от индивидов реальности. Дюркгеймом выделил три уровня социальной реальности: уровень структуры, уровень функционирования и уровень коллективных представлений). Э. Дюркгейма рекомендовал применять метод сравнения при изучении социальных фактов.
Дюркгеймом ввел понятие «аномия», раскрыл суть этого понятия, причины появления аномии и условия преодоления этой формы «ненормального» состояния общества (буквально «разрегулированность» - такое состояние общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов). Дюркгеймом критиковал такие «болячки» современного ему капитализма, как социальное неравенство, нерегулируемая конкуренция, классовые конфликты, рутинизация труда и деградация рабочей силы, т.е. постановку ученым вопросов, актуальных и сегодня для решения проблем социальной защищенности людей, значения анализа Дюркгеймом самоубийства как девиантного поведения.
Причины появления аномии по Дюркгейму - недостаточная отрегулированность отношений между главными классами общества. Общество Дюркгейм рассматривал в целом как солидарное, сохранившее свойственное предшествующим эпохам единство и целостность, а аномию как нездоровый элемент в жизни общества. Дюркгейма отметил как преодолеть аномию – путем мирного разрешения конфликтов, уменьшения борьбы и конкуренции до приемлемых размеров, установления свода правил, жестко регламентирующих отношения классов, введения равенства социальных возможностей и воздаяния всем по заслугам.
М. Вебер и его взгляды
М. Вебер (1864-1920, Германия) – социолог, историк, экономист и юрист. М. Вебер является основоположником «понимающей социологии», в которой особое значение придается пониманию субъективного смысла действия, т.е. смысла, вкладываемого в действие самим действующим лицом для познания социальной жизни. Известна теория социального действия Вебера и выделение им его четырех типов: целерационального, ценностно-рационального, традиционного и аффективного. Вебер толкованл социальное действие как осознанного действия человека, обычно вызванного его потребностями. М.Вебером введено в социологию понятие «идеальный тип» - теоретической конструкции для понимания человеческих действий и исторических событий.
Имеются различия во взглядах Вебера с одной стороны и Дюркгейма и Маркса с другой (Дюркгейм и Маркс отдавали приоритет обществу, а Вебер превыше всего ставил индивида, а причиной развития общества называл культурные ценности). Методы исследования М.Вебера – не только статистику, но и изучение мотивов. Веберу принадлежит разработка всех базисных теорий, составляющих фундамент социологии сегодня – основ социологии религии, экономической социологии, социологии труда, теории бюрократии, концепции социальной стратификации и статусных групп, основ политологии, учения о социальной истории общества и рационализации, учения об эволюции капитализма и института собственности.