Т. Спенсер и его школа

Г.Спенсер  (1820-1903, Англия)  являлся  основоположником  органической  школы  в  социологии,  им  раскрыты сходства и различия между биологическими и социальными организмами. Спенсер заложил  основы  понимания  человека  как  органического  единства  в  нем  биологического, психологического  и  социального.  Следует  отметить  два  главных  принципа социологической теории Г. Спенсера –  органицизм и эволюционизм,  которые не допускают вмешательства  «извне»  и  исключают  революцию.  Спенсер выделил  шесть  типов социальных институтов (домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные). Также он предпринял попытку сочетания историко-эволюционного подхода к обществу со структурно-функциональным.  Спенсер обогатил понятийный  аппарат  социологии и ввел такие понятия как «система», «функция», «структура», «институт».

Э. Дюркгейм и его теории

Э. Дюркгейм (1858-1917, Франция) выдвинул новые  принципы  социологии – натурализм (понимание законов общества по аналогии с законами природы) и социологизм (утверждение специфичности и автономности социальной реальности), а также центральную проблему его научного творчества – проблему социальной солидарности, его взгляды на общество, его отношение к конфликтам в нем (по своей природе общество  основано  на  консенсусе,  а  конфликты  –  признак  болезни  и  разлада  в  обществе). Важно  раскрыть  учение  Э.  Дюркгейма  о  социальных  фактах,  в  основе  которого  лежит понимание  общества  как  реальности  особого  рода,  охарактеризовать  структурно-функциональный анализ Э. Дюркгейма, его понимание социальных фактов как независимой от индивидов реальности. Дюркгеймом выделил три уровня социальной реальности: уровень структуры,  уровень  функционирования  и  уровень  коллективных  представлений).  Э. Дюркгейма рекомендовал применять метод сравнения при изучении социальных фактов.
 
Дюркгеймом ввел понятие «аномия», раскрыл суть этого понятия,  причины  появления  аномии  и  условия  преодоления  этой  формы  «ненормального» состояния  общества  (буквально  «разрегулированность»  -  такое  состояние  общества,  при котором  отсутствует  четкая  моральная  регуляция  поведения  индивидов).  Дюркгеймом  критиковал такие «болячки»  современного  ему  капитализма,  как  социальное  неравенство, нерегулируемая конкуренция, классовые конфликты, рутинизация труда и деградация рабочей силы,  т.е.  постановку  ученым  вопросов,  актуальных  и  сегодня  для  решения  проблем социальной  защищенности  людей,  значения  анализа  Дюркгеймом  самоубийства  как девиантного поведения.
 
Причины  появления  аномии  по  Дюркгейму  -  недостаточная отрегулированность  отношений  между  главными  классами  общества.  Общество  Дюркгейм рассматривал  в целом  как  солидарное,  сохранившее  свойственное  предшествующим  эпохам единство  и  целостность,  а  аномию  как  нездоровый  элемент  в  жизни  общества.  Дюркгейма  отметил  как  преодолеть  аномию  –  путем  мирного разрешения  конфликтов,  уменьшения  борьбы  и  конкуренции  до  приемлемых  размеров, установления свода правил, жестко регламентирующих отношения классов, введения равенства социальных возможностей и воздаяния всем по заслугам. 

М. Вебер и его взгляды

М. Вебер (1864-1920, Германия) – социолог, историк, экономист и юрист. М. Вебер является основоположником «понимающей социологии», в которой особое значение придается пониманию субъективного смысла  действия,  т.е.  смысла,  вкладываемого  в  действие  самим  действующим  лицом  для познания социальной жизни. Известна теория социального действия Вебера и выделение  им  его  четырех  типов:  целерационального,  ценностно-рационального, традиционного  и  аффективного. Вебер толкованл  социальное  действие  как  осознанного действия человека, обычно вызванного его потребностями. М.Вебером введено в социологию понятие «идеальный тип» - теоретической конструкции для понимания человеческих действий и исторических событий.

 
Имеются различия во взглядах Вебера с одной стороны и Дюркгейма и Маркса с другой (Дюркгейм и Маркс отдавали приоритет обществу, а Вебер превыше всего ставил  индивида,  а  причиной  развития  общества  называл  культурные  ценности).  Методы исследования М.Вебера – не только статистику, но и изучение мотивов. Веберу  принадлежит  разработка  всех  базисных теорий,  составляющих  фундамент  социологии  сегодня  –  основ  социологии  религии, экономической  социологии,  социологии  труда,  теории бюрократии,  концепции  социальной стратификации и статусных групп, основ политологии, учения о социальной истории общества и рационализации, учения об эволюции капитализма и института собственности.