Христианство как основа средневековой культуры

История средневековой Европы дает яркий образец культуры, опирающейся на теократический принцип. Правда, нельзя не отметить, что христианство суть специфическая религия, которая по главным критериям суть наиболее совершенный вариант монотеистической религии. Во многом данные обстоятельства предопределили специфику средневековой культуры. Христианство - мировая религия, поскольку не связывает религиозный принцип с конкретным народом. Христианство опирается на самый богатый мистический опыт, который, несомненно, существенно повлиял на духовную культуру средневековья. В искусстве, философии, в системе нравственности, да и права мистический момент занимает существенное место. Культура становится в основном своем содержании религиозной, христианской. Данный элемент культуры отражается в понятии «соборность».

Динамика средневековой культуры. Сама по себе, она носит интенсивный творческий характер. Интенсивность была сконцентрирована в области духовной культуры. Основные элементы были сформированы в первый период средневековья, в учении отцов церкви. Христианская догматика – суть продукт этой деятельности. Интенсивность динамики в последующие периоды истории средневековья ослабевает. Схоластика по видимости останавливает культурное развитие. Но университетская «наука» создает предпосылки научной революции нового времени.

Символический смысл средневековой культуры

Культура носит знаковый характер. Данная ее характеристика выявляется при изучении культуры Средневековья. В соответствие с мистической традицией, знак есть любой предмет (элемент мира), содержание которого доступно только посвященному. Скрытый смысл (значение) выявляется в связи с мистическим взглядом на мир. Красота природы для средневековья мистична символична, ибо прекрасное есть символ божественного. Столь же символичны элементы культуры, прежде всего связанные с церковной жизнью. Осмысление знаковой природы средневековой культуры позволяет выявить содержание понятия «культурный код». Понятие, введенное в научный обиход известным культурологом У. Эко, является популярным в настоящее время, хотя конечно не исчерпывает всех вариантов углубления в сложнейшую проблему языка средневековой культуры.

Морфология средневековой культуры. Культура суть дух ушедших поколений. Дух воплощается в формах красоты. В соответствие с христианским вероучением, мир представлен как два космоса – макрокосм и микрокосм. Культура (то есть то, что создает человек), определяется как мезокосм, то есть то, что связывает единое человечество в единую общность (церковь). А также мир Божественный с миром земным. Соотнесение действия с идеалом - царством божьим является основной идеей, основным идеалом культурного строительства в средние века. Личность растворяется в церковности. Соборность, о которой будет писать Хомяков в 19 веке,только намечается в качестве идеала. Художественная культура, достигшая высших образцов в живописи и архитектуре, тяготеет к соборному синтезу, который символизирует Божественный мир, являясь знаком присутствия Бога в бытии.