А.И. Архипова, В. И. Коротенко
(Статья и интерактивная версия ресурса опубликованы в журнале с электронным приложением «Школьные годы», № 51. Подписной индекс журнала в каталоге СМИ «Газеты. Журналы» 47223)
1. Выборка слов
Из набора слов орфографического словаря на букву «В» мы отобрали те из них, в которых, по нашему мнению, возможны ошибки в написании. При этом выборку слов распределили по группам. Первую группу составили слова по теме «О себе и о других» (таблица 1), в неё вошли слова о личных увлечениях и интересах, учёбе, профессии, семье и родственниках и др. Вторая группа «Мир вокруг меня» включает слова, относящиеся к окружающим предметам, жилье, природе, транспорте, городам и странам и т.д. Третью группу составляют слова из раздела «Наука и искусство», сюда же могут войти абстрактные понятия и специальные термины, используемые в технике, компьютерных и других науках. Разумеется, деление слов на группы условно. По каждой из таких подгрупп создаются учебные Интернет технологии, которые размещаются на CD-диске и в сети Интернет на сайтах журнала. Создание целостной системы ЭОР «Алфавит» – задача неподъёмная для небольшого коллектива журнала и кафедры. Но мы уверены, что если к этой работе подключатся учителя и их ученики, то проблему вполне можно «сдвинуть» с места. А мы, в свою очередь, научим их создавать технологии на нашем сайте. Выборка слов, начинающихся на букву «В», размещена в таблице1.
Тематические группы слов Таблица 1.
№ п./п. |
Группы слов |
||
Всё о себе |
Мир вкруг меня |
Наука и искусство |
|
1 |
вверенный |
варан |
вакцина |
2 |
вгорячах |
василёк |
валторна |
3 |
вдумчивый |
вассал |
вариант |
4 |
вегетарианец |
ватерполо |
варьете |
5 |
велеречивый |
вброд |
ватерлиния |
6 |
великан |
вдалеке |
введение |
7 |
великодушный |
в добавление |
вдобавок |
8 |
великоросс |
ведомость |
вдохновение |
9 |
величавый |
велосипед |
вердикт |
10 |
велогонщик |
вездеход |
вертикаль |
11 |
вельможа |
вшестером |
вестибулярный |
12 |
венецианец |
верблюд |
взимание |
13 |
вероятный |
вермишель |
вибрация |
14 |
весенне-полевой |
веретено |
визитка |
15 |
ветеран |
вереница |
вираж |
16 |
ветеринар |
вертолёт |
витамин |
17 |
ветреный |
вестибюль |
витрина |
18 |
взбалмошный |
взаймы |
вознесение |
19 |
взвешенный |
взаперти |
воображение |
20 |
высокопоставленный |
взгромождать |
вочеловечение |
21 |
влиятельный |
взрасти |
всенощная |
22 |
во всеуслышание |
видоизменить |
вследствие |
23 |
военнослужащий |
винегрет |
вышеупомянутый |
24 |
военно-полевой |
винтовка |
выкристаллизовался |
25 |
восемнадцатилетний |
владение |
вымогательство |
26 |
высокоавторитетный |
вовлекать |
вентилятор |
27 |
выученный |
ворона |
виртуоз |
28 |
|
восемьсот |
|
Для каждой из выделенных групп технологии ИКД проектируются таким образом, чтобы одно и то же слово было использовано несколько раз. При этом постепенно усложняем задания, варьируя также форму представления учебной информации и состав учебных действий. Предусмотрено поэтапное освоение написания слов.
Сначала «заставим» учащихся просто прочитывать слова, выбирать их из списков, находить соответствия слов и изображений, перемещая объекты на экране. На втором этапе предложим записывать слова или пропущенные буквы, которые для слов можно считать сомнительными. При этом используются способы самоконтроля результатов учебных действий. На третьем этапе потребуем уже записывать слова полностью с клавиатуры без всяких подсказок. Учебные действия уже проверяет программа, которая оперативно выполняет проверку, сообщая результат после каждого шага.
Для слов с иностранной этимологией в некоторых технологиях предусмотрены разъяснения их значений. Для четвёртого этапа разрабатываются учебные Интернет технологии, используя программы сайта. Это более крупные дидактические конструкции, предусматривающие итоговую проверку и выставление оценки. Разумеется, педагоги могут и не соблюдать предложенную дидактическую периодизацию, а использовать технологии в соответствии с конкретной педагогической ситуацией.
1. Рисование мышью. На экране технологии приведены слова из трёх групп.
Требуется с помощью курсора мыши подчеркнуть одной чертой слова из первой группы, двумя чертами слова из второй группы, прерывистой линией слова из третьей группы.
2. Запись в окна ввода ответов. На рабочем поле технологии приведены предложения с пропущенными словами, вместо них активные окна для ввода слов с клавиатуры. Необходимо выбрать из таблицы для каждого предложения соответствующие слова и записать их в окна. Рисунки подскажут, какие слова использованы в задании.
3. Быстрое чтение. На web странице размещён список из слов на букву «В», который демонстрируется 7 – 10 секунд, а затем исчезает. Требуется запомнить эти слова. Кроме того надо среди трёх записанных на этой же странице найти лишнее и нажать на него. Затем выполнить проверку.
4. Учебный лабиринт. На странице зимний лес, в котором разбросаны слова с пропущенными буквами. Требуется с помощью управляющих кнопок провести Деда Мороза сначала к словам с пропущенной буквой «е», затем к словам, где пропущена буква «и», и, наконец, к словам с буквой «о» вместо точек. При этом надо в окно ввода ответов записать номера этих слов, подряд, без пробелов и запятых. Затем нажать на кнопку «Далее», т.к. технология используется трижды.
5. Перемещение. С помощью курсора компьютерной мыши необходимо переместить слова в предложения на место многоточий.
6. Выбор из списка. В технологию включены слова, для которых актуальны комментарии, раскрывающие их значения. Это слова иностранного происхождения, а также научные термины. На рабочей области технологии приводятся тексты, разъясняющие значения слов, а сами слова размещены в выпадающем списке. Необходимо нажимать на кнопки в форме треугольника и в списке находить соответствующее слово. Программа фиксирует результат.
7. Запись слов на web странице. В данной технологии реализуется возможность записи слов или вставка букв c помощью клавиатуры. Для реализации этой функции потребовалось создание специальной программы. Благодаря этой программе создаются условия для дальнейшего развития системы компьютерной поддержки для изучения написания слов. Например, появилась возможность для технологии «компьютерный диктант», так как программа позволяет вставлять аудиофайлы. Большие возможности открываются также для изучения правил синтаксиса. Эти технологии предназначены, в основном, для самостоятельной работы, так как снабжены функциями самопроверки.
Приведённые выше компьютерные учебные технологии исполнены в программной среде HTML таким образом, что допускают только оперативную самопроверку результатов учебных действий. Но, если использовать три сформированные выборки слов (буквы «А», «Б» и «В»), то создаётся возможность создания более крупных дидактических структур с автоматическим контролем результатов. Эти технологии создаются, в основном, с помощью авторского Интернет конструктора учебных технологий «Сила знаний», размещенного на сайте журнала. Большие преимущества открываются также при включении в авторский коллектив самих учащихся, поскольку все используемые в ЭОР web шаблоны легко модифицируются, поскольку основаны на открытых кодах. Однако мы считаем, что ценно не использование готовых, но чужих технологий, а умения учителя самому создавать подобные учебные материалы. С этой целью кафедра информационных систем и технологий в образовании совместно с редакцией журнала проводит работу по созданию инновационного образовательного кластера сетевого типа.
Литература
- Орфографический словарь русского языка.- Под ред. С.И. Ожегова и А.Б. Шапиро.//М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1959.- 1259 с.
- Словарь иностранных слов.- Под ред. И.В. Лёхина и проф. Н.Ф. Петрова.// Государственное издательство иностранных и национальных словарей.- Изд. четвёртое, 1954.- 856 с.