ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ «VISUAL BASIC» В КОМПЬЮТЕРНОЙ ДИДАКТИКЕ

 

 В качестве инструментов, обеспечивающих интерактивность электронных учебных материалов,  удобно использовать макросы. Эти инструменты заложены в программах Word, Power Point, Excel,  но, к сожалению,  учителями практически не используются. При этом нет необходимости прибегать к программированию, достаточно использовать готовые шаблоны, научившись их применять.

Во многих дидактических технологиях учебного курса, посвящённого инновационным электронным ресурсам по математике, используются инструменты программы Visual Basic, встроенной в приложение Power Point. Visual Basic для приложений (Visual Basic for Application, VBA) – это инструмент разработки приложений. VBA позволяет создать полностью автоматические программные продукты, решающие практически все задачи, встречающиеся в среде Windows. VBA – не просто стандартный макроязык приложений Microsoft Office, он применяется для расширения функциональных возможностей приложения, в котором используется. Например, можно добавить собственное меню или кнопку, можно создать свою функцию для упрощения подсчета,  можно создавать тесты и др. С помощью VBA можно:

1) создать собственное диалоговое окно и придать ему требуемый внешний вид; 2) создать макросы, расширяющие функциональные возможности приложения, в которое встроен VBA; 3) изменить меню приложения Microsoft Office; 4) управлять другим приложением Microsoft Office или принадлежащими ему данными; 5) объединить данные из нескольких приложений Microsoft Office в одном документе; 6) автоматически создавать или изменять страницы Web, совместно используя приложения Microsoft Office и VBA.

         VBA относится к языкам объектно-ориентированного программирования (ООП).  Данные, связанные друг с другом и описывающие какой-то реальный или воображаемый объект, на базе которого реализовано ОПП, можно определить как технологию программирования, в которой программа представляется в виде совокупности объектов, обладающих сходными свойствами и набором действий, которые можно с ними производить. В основе объектно-ориентированного программирования, управляемого событиями, лежат понятия класс, инкапсуляция, объект, наследование, полиморфизм, событие и сообщение.

Объект является комбинацией состояния и поведения. Состояние описывается переменными экземпляра, а его возможное поведение характеризуется присущими ему методами. Каждый объект является представителем некоторого класса однотипных объектов, т.е. объект является экземпляром класса. Класс определяет общие для всех его объектов методы и свойства.

Методыэто программные процедуры, реализующие некоторый алгоритм, который определяет взаимодействие объектов класса с внешней средой.

Свойства представляют собой характеристики (атрибуты), присущие объектам (например, размер шрифта, название и др.).

Инкапсуляцияэто скрытие информации. При объектно-ориентированном программировании возможен доступ к объекту только через его методы и свойства. Внутренняя структура объекта скрыта от пользователя. Инкапсуляция позволяет изменять реализацию объектов любого класса без опасений, что это вызовет нежелательные побочные эффекты в программной системе. Это мощное средство обеспечивает многократное использование одного и того же программного кода, позволяя собирать программу из готовых модулей, как здание из отдельных кирпичиков, но различной архитектуры и функционального назначения.

Наследованиеэто возможность выделить свойства, методы и события одного объекта и приписать их другому объекту, иногда с их модификацией. Новый класс должен содержать только коды и данные для новых или изменяющихся методов.

Полиморфизмэто способность объектов выбирать операцию на основе данных, принимаемых в сообщении. Каждый объект может реагировать по-своему на одно и то же сообщение. Например, команда Print будет по-разному воспринята черно-белым или цветным принтером. Проект – это набор всех программных модулей, связанных с документом Microsoft Office. В заключение следует сказать, что ООП — это новая технология программирования, позволившая перейти к индустриальным методам разработки программного обеспечения.

Результаты применения редактора VBA показаны на конкретном примере – технологии ТВП (Тренируем внимание и память), созданной по теме «Делимость». Ниже приведены алгоритмы использования трёх объектов VBA, а также несколько иллюстраций из интерактивной презентации.

Объект «TextBox» (в программе Power Point)

Скопировать объект (рамку), вставить в слайд, создать необходимое количество объектов, расположить их в определённой последовательности. Копировать можно сразу несколько объектов, предварительно выделив их.

Изменения вида объекта. Можно изменить цвет, для этого в режиме редактирования выделяем объект, двойным щелчком (или клавишами Alt+F11) открываем код объекта в программе Microsoft Visual. На панели свойств (Properties) выбираем BackColor , открывается палитра, выбираем цвет.

Можно изменить шрифт и размер шрифта. На этой же панели свойств выбираем Font, в открывшемся окне выбираем шрифт и его размер.

Можно изменить расположение курсора в объекте. На панели свойств выбираем TextAlign, затем команду слева, справа или по центру.

Объект «OptionButton» (в программе Power Point)

Объект использован в трёх слайдах, на них можно изменять рисунки и тексты. Коды можно не изменять, но при составлении новых заданий учесть, что на первом слайде (баран) верный ответ первый, на втором (тигр) верный ответ третий, на третьем (коза) – второй. Сохранить.

Объект TextBox с проверкой

Выделить объект, два раза щёлкнуть. Откроются коды, открыть панель свойств (Properties – пиктограмма «рука»). Прочитать имя объекта, затем найти его в кодах и изменить слово. Сохранить.