Архипова А.И., д.п.н., профессор

(Непрерывный педагогический стаж 60 лет)

 

Сетевой учебный курс. «ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ, ТЕХНОЛОГИИ И ПРОГРАММЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ДИДАКТИКИ»

 

В рамках курса будут рассмотрены вопросы:

− интернет поддержка преподавания научных дисциплин с помощью сетевого узла ИКД;

 − концепция и методология инновационной компьютерной дидактики;

−модель и практические варианты нового цифрового учебника;

−предпосылки разработки новой  методики дистанционного образования;

−авторские программы – инструментальные оболочки;

− программа «Виртуальный кластер педагогических инноваций»;

−программа «Матрица инновационных образовательных технологий»;

−технологии воспитательной работы в структуре дистанционного образования

 

  • 1. Сетевой узел инновационной дидактики как средство компьютерной поддержки образовательного процесса

Одним из самых дорогих нацпроектов является “Цифровая экономика”, на реализацию которого планируют потратить триллион рублей из федерального бюджета и 535,3 млрд рублей из региональных. К сентябрю 2019 года из 12 нацпроектов именно этот оказался наименее израсходованным. По данным Счетной палаты РФ, расходы по нему исполнили только на 12,3%. (https://www.gosrf.ru/).  В связи со сложившейся в стране эпидемиологической обстановкой возникла необходимость активизировать процесс цифровизации в сфере образования. Ознакомившись с опытом дистанционного обучения, широко представленным в Интернете моими коллегами, мы пришли к выводу, что этот опыт свидетельствует о том, что налицо отказ от всех предыдущих достижений педагогической науки и практики. Аргументы для такого вывода  приведены в  заметке «Закат Великой дидактики» и других, размещённых в социальной сети Фейсбук. Кроме того, глобальная цифровизация почти всех  сторон общественной жизни также породила много трудно разрешимых проблем, особенно для старшего поколения. Этому посвящены также ряд наших статей в этой сети. Но поиск статей в Фейсбуке – это большая проблема. Если вы спросите об этом главный поисковик Яндекс, то  вам предложат алгоритм поиска минимум из 13 шагов, но в картинках их может быть больше полусотни. Для их поиска в этой сети привожу один из собственных алгоритмов, который, к сожалению, не всегда срабатывает.. 1. В адресную строку Яндекса поместить копию адреса  https://www.facebook.com. 2. На клавиатуре нажать клавишу Tab. 3. В открывшееся окно поиска вставить копию названия статьи. 4. Прокрутить вниз, найти фрагмент статьи и нажать на текст. В зависимости от типа браузера (программа для работы в интернете) возможны другие пути поиска статей Фейсбука, поэтому приводим ссылки (но они также не всегда срабатывают). Можно использовать программу «Поиск на Фейсбуке»: войти на страницу Alevtina Arkhipova, в окно поиска вставить название статьи, нажать на появившийся фрагмент. Эти действия могут быть полезны с целью освоения специфики популярной соцсети.

https://www.facebook.com/alevtina.arkhipova.5?lst=100001037455668%3A100001037455668%3A1587120166) Цифровизация по-русски

https://www.facebook.com/alevtina.arkhipova.5?lst=100001037455668%3A100001037455668%3A1587120166 Впечатление о проекте «Цифровизация образования»

https://www.facebook.com/alevtina.arkhipova.5/posts/1847566358621261 Закат Великой дидактики.

         С момента появления в школах и вузах компьютеров дидактика выработала множество оригинальных и эффективных технологий обучения. Но почему-то в сферу дистанционного обучения проникли, в основном, только лекции, презентации и тесты. При этом давно обосновано, что среди всех известных методов обучения самым неэффективным является лекция. В Интернете (имеется в виду не сеть как физический носитель информации, а мировая информационная система с контентом разного жанра) как-то  попалась статья, повествующая о том, что президент США Дональд Трамп инициировал исследование с целью сравнительной оценки эффективности применения различных  методов обучения. В результате появилась пирамида (конус) Дейла (рисунок 1).

      Поэтому на смену пассивному прослушиванию устного текста лекции  в инновационной компьютерной дидактике (ИКД) пришли интерактивные технологии обучения, реализуемые с помощью электронных устройств. Так нами был реализован принцип обучения, который сформулировал великий физик             А. Эйнштейн: «Я никогда не учил своих учеников. Я делал так, чтобы они учились сами».

 

Рисунок 1. Конус Дейла

         Возможности самостоятельного изучения научных теорий  для студентов и школьников обеспечиваются в ИКД благодаря интерактивным учебным материалам, созданным на основе авторских программ, размещённых на наших сайтах, которые  объединены в единый сетевой узел http://icdau.ru (рисунок 2). Из титульной страницы сетевого узла возможны переходы на каждый из сайтов ИКД, а также просмотр презентации, раскрывающей назначение каждого из сайтов.

  1. Состав сетевого узла Интернет поддержки учебного процесса «Цифровизация предметного обучения»

Открывается сетевой узел ссылкой http://icdau.ru, можно также в поисковой строке написать «сетевой узел икд». В настоящее время сетевой узел – это комплекс, состоящий из пяти автономных и связанных между собой сайтов, активно используется в профессиональной деятельности преподавателя (профессор А.И. Архипова), включающего его в образовательный процесс на факультете математики и компьютерных наук КубГУ, а также в Институте подготовки и переподготовки специалистов КубГУ. Используется комплекс аспирантами и соискателями в процессе выполнения диссертационных исследований, а также студентами для выполнения творческих работ. Комплекс создавался на безвозмездной основе профессором А.И. Архиповой (содержательное наполнение) и доцентом            Р.И. Золотарёвым (программный компонент) [11 – 14].

          Рисунок 2. Титульная страница сетевого узла ИКД

Комплекс объединяет содержательно и технологически  сайты: «Инновационная компьютерная дидактика», «Сила знаний», «Журнал с электронным приложением «Школьные годы» (временно приостановлен из-за неоплаты), «Виртуальный кластер педагогических инноваций», «Виртуальный кластер предметного обучения». Цель комплекса – организация Интернет поддержки разделов цифровых  учебников, а также учебных курсов в рамках научно-педагогического направления «Инновационная компьютерная дидактика» (ИКД). Примеры курсов: «Технологии интерактивного обучения», «Современные технологии преподавания математики и информатики», «Использование ИКТ в профессиональной деятельности преподавателя как средство повышения качества образовательного процесса» и др. Обобщённо концепция, структура и практические иллюстрации ИКД представлены на портале Кубанского госуниверситета в форме электронного образовательного ресурса «Инновационная компьютерная дидактика». Укажем адреса и функции сайтов в едином комплексе, в котором они объединены прямыми и обратными ссылками.

http://icdau.ru –«Инновационная компьютерная дидактика», информационный сайт инновационной компьютерной дидактики, включает перечень и аннотации к номерам журнала «Школьные годы» (постатейно размещается в базе РИНЦ: http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=50833), примеры интерактивных учебно-воспитательных материалов, графический редактор, презентационные системы, учебник нового поколения и др. Создан в 2008 году в результате реорганизации сайтов http://sg.inkub.ru и http://www. bumi.ru.

  − http://ya-znau.ru – «Сила знаний», интерактивный сайт инновационной компьютерной дидактики, включает конструктор интерактивных учебно-воспитательных технологий «Сила знаний», учебные интерактивные ресурсы по научным дисциплинам и по воспитательной работе. Это основной сайт, на котором выполняется учебная и научно-исследовательская деятельность студентов и аспирантов при дистанционном руководстве со стороны преподавателя. Сайт предоставляет возможность также преподавателям и учителям различных учебных заведений создавать персональные учебные материалы на моделях и программах ИКД. Сайт многофункционален, поскольку предназначен:

− для обучения студентов и преподавателей работе с Интернет конструктором инновационных технологий «Сила знаний». В конструктор вмонтированы 9 автономных программ, генерирующих сетевые и локальные версии интерактивных электронных технологий: «Тест знаний», «Словарь знаний», «Пробелы в знаниях», «Матрица знаний», «Кроссворд знаний», «Формула знаний», «Фасетный тест», «Тест с вариантами», «Учебная эстафета». Размещаются также теоретический материал с иллюстрациями, учебные курсы с интерактивными приложениями, компьютерные учебные игры. С помощью конструктора происходит обучение студентов созданию материалов ИКД по программам учебных курсов математического факультета, а также преподавателей вузов в системе дополнительного обучения (Институт подготовки и переподготовки специалистов) КубГУ [3, 6]. Используется сайт

− для размещения с помощью встроенных текстового и графического редакторов теоретических учебных материалов по дисциплинам общего и профессионального образования в разделе «Учебные материалы [3, 4];

− для выполнения пользователями размещённых на сайте интерактивных учебных заданий с автоматической итоговой проверкой результата);

− для реализации учебной игровой деятельности по содержанию учебной темы, которую можно использовать индивидуально или в форме  командных соревнований (например, игра «Математический футбол»);

 − для повторения и обобщения знаний с помощью инструментальной оболочки «Учком», включающей теорию по теме в форме веб-презентации, набор интерактивных упражнений в формате «.html» с оперативной проверкой результата, Интернет технологий с итоговой проверкой, созданные сетевым конструктором «Сила знаний» [5];

− для Интернет поддержки воспитательной работы среди учащихся и студентов, например, реализации задач патриотического воспитания с помощью ресурсов, посвящённых Великой Победе, например, ЭОР «Сталинград» [12];

− для фиксации учебных достижений студентов в разделе «Работа с учащимися» [13].

Вследствие отсутствия у преподавателей-предметников возможности проводить занятия в компьютерных классах был использован выход в сеть с помощью смартфонов, а для облегчения поиска нужного файла на сайте использованы QR-коды. Как примеры, размещены следующие материалы.

1.Математика, Учком «Натуральные числа». http://ya-znau.ru/znaniya/zn/110

  1. Физика, Учком «Относительная скорость». http://ya-znau.ru/znaniya/zn/107
  2. Русский язык. Проект «Алфавит». http://ya-znau.ru/znaniya/zn/113
  3. Литература. ЭОР в программе «Дороги. М.Ю. Лермонтов». http://ya-znau.ru/znaniya/spisok_kursov/5
  4. История. ЭОР «Сталинград». http://ya-znau.ru/znaniya/zn/20

Сайт «Сила знаний» очень популярен, ежедневно его посещают несколько тысяч пользователей, многие ученики выполняют на сайте задания, а студенты и учителя создают интерактивные учебные материалы. Так как сайты созданы и функционируют на безвозмездной основе, то с целью оплаты услуг провайдеров на них размещается небольшие рекламные объявления. По этой причине иногда работа некоторых сайтов приостанавливается.

http://школьные-годы.рф – «Школьные годы», сайт редакции журнала «Школьные годы», включает содержание и иллюстрации к  номерам журнала, реализует связь с педагогическим сообществом.

http://icdau.kubsu.ruраздел ИКД на портале Кубанского государственного университета, презентует: концепцию и структуру ИКД, электронные образовательные ресурсы по математике, информатике, английскому, немецкому, русскому языкам. Ресурсы созданы на базе традиционных учебных курсов, в них автономные интерактивные материалы объединены в общие системы с помощью авторских инструментальных оболочек (авторы А.И. Архипова,                         Р.И. Золотарёв). Раздел был создан в рамках Программы стратегического развития вуза (2012-2016 г. г.) и широко используется в процессе повышения квалификации преподавателей вуза [1 – 9]. Приведены также рабочие версии программ для ЭВМ, созданных в рамках гранта РФФИ по проекту                           «Конструирование интерактивной  обучающей среды  по математике для общего и  высшего  образования  как основы создания регионального кластера

педагогических инноваций» (РФФИ №18-413-230033 р_а).

Рисунок 3. Титульная страница «Виртуального кластера педагогических инноваций»

Сайт http://klaster.icdau.ru «Виртуальный кластер педагогических инноваций школ и вузов Краснодарского края».   На сайте демонстрируются инновационные проекты девяти образовательных заведений края, которые активно взаимодействовали с редакцией журнала «Школьные годы» (1993 -2017 гг.). Например, представлены проекты «Бессмертный полк приходит в школу» (СОШ № 53 и        № 89), «Духовное краеведение» (СОШ № 15, ст. Роговская), «Алфавит» ресурс по  практической грамотности (СОШ № 13, ст. Медвёдовская), «Регионы Кластер может дополняться новыми материалами. Краснодарского края» (СОШ № 20, г. Краснодар), «Компьютерная поддержка учебного курса физвоспитания» (СОШ  № 34, ст. Новоминская) и др. При нажатии на номер школы справа открывается фрейм с активной кнопкой «Открыть проект». Приводится описание проекта, к некоторым проектам приведены интерактивные иллюстрации и задания.

Сайт «Виртуальный кластер инновационного предметного обучения» - http://virtual.klacter.ru . Сайт создан для размещения целостных предметных учебных курсов. В настоящее время находится в стадии оформления образовательного контента.

Таким образом, созданием инновационного сетевого комплекса было положено начало организации образовательного кластера ИКД, результатом чего могут быть участие преподавателей и студентов в коллективном процессе создания учебной продукции нового поколения, нацеленной на замену целевой ориентации  на готовое знание  ориентацией на организацию продуктивной умственной деятельности студентов и учеников в русле концепции педагогической герменевтики. Это приведёт к изменению роли учителя и преподавателя вуза, который превратится из транслятора нормативных знаний в творца инновационной системы образования.

 

Литература

  1. А.И. Архипова, Р.И. Золотарёв, Т.Л. Шапошникова, В.В. Вязанкова. Учебно-методический комплект «УЧКОМ» как прообраз учебника будущего // Школьные годы. 2011. № 37.
  2. А.И. Архипова, С.П. Седых. Инновационная компьютерная дидактика в исследованиях и творчестве учителей Краснодарского края // Школьные годы. 2012. № 44.
  3. Р.И. Золотарёв, А.И. Архипова. «Сила знаний» как Интернет конструктор технологий инновационной компьютерной дидактики // Школьные годы. 2012. № 45.
  4. А.И. Архипова, И.В. Дмитриева, В.В. Иус. Электронный образовательный ресурс по информатике на основе программных инструментальных оболочек «Учком» и «Сила знаний» (тема «Системы счисления») // Школьные годы. 2013. № 47.
  5. О.В. Иванова. Конструирование комплекса Интернет технологий инновационной компьютерной дидактики по математике (тема «Алгебраическая система множеств») // Школьные годы. 2015. № 60.
  6. В.В. Драгунова. Технологии Интернет конструктора «Сила знаний» как электронное средство подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку (Тема «Правописание суффиксов»)
  7. Архипова А.И. Механика: технологический учебник / А.И. Архипова // Школьные годы. 2000. № 7.
  8. Архипова А.И. Теоретические основы учебно-методического комплекса по физике: дис. ... докт. пед. наук / А.И. Архипова/ - Краснодар, 1998.
  9. О.И. Сенченко. Интерактивная технология ИКД «Тест знаний» как средство контроля грамматических навыков учащихся на уроках английского языка.
  10. Школьные годы в базе РИНЦ http://elibrary.ru/contents.asp?titleid =50833
  11. http://icdau.ru, http://icdau.kubsu.ruhttp://ya-znau.ru,  http://школьные-годы.рф.

 

Задание к лекции 1

  1. Прочитайте текст лекции и сопутствующие статьи из Фейсбука.
  2. Подумайте над вопросами. Разделяете ли Вы позицию автора в отношении возможных последствий для подрастающего поколения принятой в стране модели  цифровизации образования? Считаете ли Вы, что для дистанционного образования необходимо создание принципиально новой методики обучения, а не слепое копирование методик традиционного обучения? Разделяете ли вы методический принцип Эйнштейна: «Я никогда не учил своих учеников…»? Согласны ли вы с тем, что  традиционная лекция – самый неэффективный метод обучения? Использовали ли вы в своей практике метод интерактивной лекции, когда весь материал структурируется на отдельные порции, после изложения каждой из которых слушатели выполняют на компьютерах интерактивное задание? Допускаете ли вы полную замену книжной формы учебников электронными учебниками? В чём вы видите причину резкого падения грамотности у пользователей сети Интернет? Обеспокоены ли вы проблемой экологии информации и родного языка, который активно вытесняется из Интернет пространства?
  3. По ссылке «http://icdau.ru» зайдите на сетевой узел ИКД и ознакомьтесь со структурой и содержанием сайтов. Просмотрите презентацию.
  4. На сайте «Сила знаний» получите доступ к Интернет конструктору инновационных технологий обучения. Для этого зарегистрируйтесь на сайте http://ya-znayu.ru/ Сообщите о регистрации по электронной почте администратору, Золотарёву Роману Ивановичу. На разделе сайта «Учитель» вы сможете размещать свои лекции с иллюстрациями, создавать 8 интерактивных технологий обучения, размещать учебные курсы, прикрепляя к ним интерактивные технологии, размещать списки групп, предлагать студентам интерактивные задания и анализировать результаты их выполнения.
  5. В целях самопроверки пройдите на сайте «Сила знаний» тест «Информационная подготовка».
  6.  Рассмотрите учебные материалы, подготовленные на сайте по  вашей дисциплине, подготовьте или используйте готовую лекцию и разместите её на сайте «Сила знаний» в разделе «Теоретический материал» (предварительно получив доступ к разделу у администратора). Алгоритм размещения теории прилагается.

 

 ИНСТРУКЦИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ТЕОРИИ НА САЙТЕ

«Сила знаний»

Размещение текста

  1. Подготовить текст в формате Word. Изображения из текста вырезать программой «Ножницы». Фрагменты текста, где есть символы, также вырезать, а затем вставить в текст рисунком. Рисунки поместить в отдельную папку («Изображения»)
  2. В разделе сайта «Теоретический материал» нажать «Добавить новый», заполнить тему и аннотацию, а в окно путём копирования вставить весь текст (функция «Вставить» во вкладке «Изменить»), можно использовать клавиатуру «Ctrl+v». Отметить в тексте места для вставки изображений.

Вставка изображений в текст. Приготовить папку с рисунками. В тексте поставить курсор в том месте, где нужен рисунок. В текстовом редакторе нажать на пиктограмму  , затем нажать на пиктограмму  , откроется файловый менеджер, в нём нажать на пиктограмму  . Затем нажать "Добавить файл", откроется папка с рисунками, выбрать рисунок, нажать на него, затем на кнопку "открыть". На следующей странице нажать кнопку "Начать загрузку", пройдёт зелёная полоса и появится "птичка", нажать "Вернуться к списку файлов", откроются все рисунки, нажать на выбранный рисунок, откроется окно, в нём нажать "ОК".  Нажать «Сохранить».м