А.И. Архипова, д.п.н., профессор

 

НОВЫЙ УЧЕБНИК ДЛЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАНИЯ:

 БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА

Аннотация

Приведены цель создания новой модели учебника для цифрового обучения, его принципиальное отличие от существующих электронных учебников, структура учебника и его цифрового сопровождения. Даны описания его исходной базовой модели, функции цифрового учебника, обосновано методологическое основание, роль которого играют системный и герменевтический подходы.  Показано, что учебник состоит из двух основных частей, предназначенных как для ученика, так и для учителя. Каждая из них имеет свою интернет поддержку, выполненную в виде серии инструментальных оболочек, авторских программ для ЭВМ, имеющих государственную регистрацию. В заключении приведены критические замечания по поводу концепции опубликованного проекта цифровизации общего образования.

Ключевые слова: цифровизация общего образования, цифровой учебник, модель технологического учебника, инструментальные оболочки, структура цифрового учебника, базовая модель, авторские программы для ЭВМ.

Введение

Процесс цифровизации образования настолько многогранен, что требует принятия новых идей и разработки новых концепций, в корне отличных от всех предыдущих моделей обучения. Поэтому для его реализации необходимо новое методическое сопровождение, и в первую очередь, создание новой модели основной учебной книги – учебника, поскольку прежние модели не соответствуют глобальным проблемам цифровизации. Кто же может решить проблему создания учебника для цифровизации? Вряд ли это посильно традиционным авторским коллективам, которые из года в год дублируют устаревшие модели. А набирающие популярность электронные учебники, по существу, представляют собой оцифрованные учебные книги с добавлением тестов и примитивных упражнений на соотнесение, перемещение и выбор объектов изучения. Не справятся с этой задачей и коллективы специалистов в области компьютерных наук, для которых педагогика и дидактика – это область «за семью печатями». Здесь нужна иная конфигурация авторских коллективов. Это может быть интеграция специалистов из предметной области, владеющих как содержанием изучаемых теорий, так и методикой обучения в классическом варианте, специалисты, с широким кругозором в области новых информационных и коммуникационных технологий и владеющие навыками программирования, а также специалисты с развитым гуманитарным мышлением и разносторонними креативными способностями. Последние и могут определять генеральную архитектуру новой модели учебника, а в коллективе исполнять роль «первой скрипки». Именно такой коллектив и сформировался за многие годы на факультете математики и компьютерных наук Кубанского государственного университета [2].

            То, что на факультете сложилась традиция креативного подхода к профессиональной педагогической деятельности, которая передалась и студентам, неоднократно демонстрировали его выпускники.  Свежий пример: всего второй год одна из выпускниц факультета работает в одной из московских школ. Но в московском конкурсе «на лучший класс» первое место занял её класс, сертификат на дополнительное образование был предложен также ей. (Мы намеренно не называем её фамилию, чтобы не подвергать остракизму со стороны усреднённого большинства коллег, что неоднократно испытывал автор предложенной модели).

Базовая модель экспериментального цифрового учебника

Цифровизацию образования мы понимаем, как кардинальное изменение всех составляющих образовательного процесса – доминирующей парадигмы, методологии, содержания, методов, средств обучения, научно-методического обеспечения и воспитательной работы в целом при стратегической ориентации на активное использование современных инфокоммуникационных технологий в интерактивном режиме.

            В качестве базовой модели цифрового учебника мы приняли созданную ранее модель технологического учебника, в связи с этим приведём небольшую историческую справку её создания. Ещё в 80-х годах прошлого века автором статьи была создана принципиально новая модель школьного учебника, изданная самими учителями в нескольких регионах страны. Модель отличалась от традиционной тем, что содержала расширенный аппарат усвоения предметного содержания с ориентацией на конкретные педагогические цели (понимание, запоминание, повторение, обобщение и др.) [7]. Для реализации каждой цели был разработан свой состав технологий обучения: словарь терминов, перфокарта, матрица знаний, формула знаний, система знаний, поиск алгоритма, учебные эстафеты и учебные игры и т.д. В целом 80 % объёма учебника приходилось на изложение учебных технологий для самостоятельной работы учащихся., поэтому учебник получил название «технологический». С приходом в школы компьютеров учебник приобрёл интерактивную поддержку из авторских компьютерных программ, а также интернет сопровождение [3]. Модель учебника была признана победителем двух федеральных конкурсов учебной литературы и электронного обучения, получила научное обоснование в ряде диссертаций и явилась тем научно-методическим базисом, на основе которого активно развивалась теория и практика нового направления в электронном обучении – инновационная компьютерная дидактика. Со временем последняя аккумулировала громадный арсенал электронных учебных материалов различного типа,  которые публиковались в течение 25 лет в научно-методическом журнале с электронным приложением «Школьные годы» (адрес в базе НЭБ и РИНЦ  https://elibrary.ru/title_about.asp?id=50833). В журнале и его приложении размещались инновационные учебные материалы, в том числе интерактивные, практически по всем предметам общего образования, от математики и русского языка до физкультуры и искусства. Для предметного обучения создавались ЭВМ программы, многие из которых были зарегистрированы в ФСИС Роспатент РФ. Многие интерактивные версии  ресурсов размещались на  сайтах журнала: http://klaster.icdau.ru/http://icdau.kubsu.ruhttp://icdau.ru,   http://ya-znau.ru. На последнем был создан интернет-конструктор новых технологий обучения «Сила знаний», с помощью которого многие учителя создают персональные цифровые материалы со своим контентом посредством только клавиатурного набора [3]. Однако, все технологии интернет-конструктора, как и другие электронные образовательные ресурсы основаны на модели технологического учебника, представляя её дальнейшее развитие [4, 5]. Эта же модель может быть исходным базисом для создания экспериментального цифрового учебника (ЭЦУ) посредством соответствующей трансформации. Ниже приведена краткая характеристика базовой модели цифрового учебника.

Проблемы школьного учебника

Известно, что школьные учебники систематически  подвергались критике вследствие консерватизма их форм и отсутствия в них способов решения актуальных  педагогических проблем: учебник и учебный процесс (учебник должен выполнять функцию главного ориентира для проектирования всего учебного процесса); учебник и ученик (учебник должен не просто предъявить ученику информацию, но помочь её освоить); учебник и учитель (учебник должен давать учителю ориентиры и инструменты  для построения урока);  учебник и педагогическое новаторство (учебник должен демонстрировать педагогические инновации); учебник и вуз (учебник должен «перебросить мост» к методикам вузовского обучения); учебник и компьютер (учебник должен иметь компьютерную поддержку в любой форме). Поэтому структура учебника должна быть развивающейся в соответствии диалектикой формы и содержания. В чём же специфика базовой модели нового цифрового учебника, роль которой играет технологический учебник?  При работе с традиционными учебниками учащиеся получают информацию в готовом виде, технологический учебник нацеливает их на самостоятельный учебный поиск, самоконтроль и самооценку знаний.  В нём актуализируются внутрипредметные и межпредметные связи посредством обучающих блоков повторения, материал дифференцирован по сложности, учебные тексты минимизированы по объёму, поскольку   дополнительный, справочный, исторический, иллюстративный материал вынесен в электронное приложение для самостоятельной работы. При этом вопросы теории объединены в крупные модули с целью генерализации знаний. Используется диалоговый стиль общения с учеником: предлагается составить задачу, найти алгоритм решения учебной проблемы, построить схему изучаемой теории, участвовать в дидактической игре и т.д. Важно, что учебник не навязывает ученику жёсткую программу действий, а предлагает различные виды учебной деятельности, интегрируя в себе функции справочника, сборника задач, рабочей тетради, хрестоматии [6].

Большая часть информации учебника имеет интерактивные формы,  например,  блок «Повторение» − актуализирует внутрипредметные связи;  «Опыты и наблюдения» − предлагает  практические примеры и эксперименты, «Знания в систему» − анализирует структуру изучаемой теории; «Дополнительный» − приводит сведения из истории  науки, интересные факты, «Поиск алгоритма» − помогает выявить алгоритм решения задач; «Фасетный тест» − предлагает систему заданий разного жанра,  «Формула знаний» − направляет мысль на логический анализ понятий, правил, дефиниций; «Давайте поиграем» − осуществляет умственную рекреацию с помощью учебных игр по изучаемой теме. Таким образом, происходит трансформация содержания, т.е.  реализуется деятельностный подход к обучению.

Особую группу дидактических технологий учебника образуют приёмы логико-семантической проработки учебных текстов. В традиционных учебниках слабо используется когнитивно-креативный потенциал теоретических текстов, отдаётся предпочтение практическим Поэтому включены такие герменевтические приёмы, как «сделайте вывод», «интерпретируйте текст по-своему», «составьте тезисы, аннотации, выберите ключевые слова», «продолжите мысль», «соотнесите причины и следствия», «преобразуйте текст в таблицу», «выберите пиктограмму для текста» и многие другие, всего более 30. Для них подготовлены интерактивные ЭВМ программы [6].

Изменён также подход к построению задач, которые образуют системы, адекватные структуре теории, количественно соответствующие статусу элементов теории, преемственные по сложности, при минимизации текстов, с наглядной ситуацией, с оперативным контролем. Сложные задачи должны сопровождаться вариативными: обратными, аналогичными, переформулированными, с избыточными, недостаточными, латентными данными, с динамикой ситуации, на построение моделей объекта или явления. (Структура технологического учебника представлена на рисунке 1)

 Итак, экспериментальный цифровой учебник может стать главным средством на первом этапе цифровизации общего образования, эффективность его базовой модели была подтверждена камерными экспериментами (использовались учебники по физике, автор А.И. Архипова [8]), а его интерактивное приложение может войти как компонент процедурной модели построения научного обеспечения цифровизации общего образования. Кроме того, при использовании QR-кодов, размещённых в интернете, можно реализовать принцип «книга управляет компьютером». Наша позиция в том, что мы против замены книги только электронными учебниками, если убрать книгу из школы, это может привести к культурологической катастрофе в социуме!

Методология

В качестве методологического основания при создании цифрового учебника выбраны два основных подхода – герменевтический и системный.  Первый ориентирует на использование теории понимания, развитой в философской и филологической герменевтиках, идеи которых в последнее время стали применяться и в педагогике, положив начало педагогической герменевтике.

  Смысл термина «герменевтика» (греч.) означает «толкую, разъясняю» и интерпретируется как толкование научных текстов. При этом под текстом понимается любой предмет человеческой деятельности, характеризующийся содержанием и представленный в знаковой или материальной форме (письменный текст, произведения искусства, архитектура и др.). Герменевтические приёмы обучения и направлены на постижение смыслов и интерпретацию содержимого текстов посредством рефлексивной умственной деятельности. «Понимание – это и есть организованность рефлексии», а «интерпретация – это высказанная рефлексия» (И.Г. Богин). Главная цель педагогической герменевтики – посредством процесса понимания «делать человека умнее», т.е. не просто наполнять сознание ученика набором нормативных знаний, а развивать их умственные (ментальные) способности. При этом важно, чтобы знания в его сознании преобразовывались в структуры ментального опыта, т.к. знания недолговечны, а опыт сохраняется всю жизнь, становясь основой пожизненного обучения. Практически все учебные технологии, входящие в структуру модели предлагаемого цифрового учебника, созданы в русле герменевтического подхода. Именно этот подход и стимулировал замену в образовании установки (парадигмы) на «сообщение готового знания» установкой на «производство знаний» в процессе рефлексивной деятельности при доминировании форм самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

            Второй подход, системный, направляет процесс обучения на формирование системы знаний в соответствии с критерием системности. Этот критерий состоит в том, что формируемые знания должны быть адекватны структуре изучаемых научных теорий, которым априори свойственна системность. Согласно гносеологии (в философии теория познания) любая научная теория в своём развитии проходит путь: исходные факты (эмпирические или теоретические) → идеальные модели (создаются путём обобщения основных фактов); законы (устанавливаются посредством анализа свойств моделей и отражают их  функциональное взаимодействие) → теоретические следствия из законов (выводы из фундаментальных законов, частные закономерности) → практические приложения теории (применение следствий теории в практической деятельности, построение технологических процедур, создание инструментов, механизмов и устройств). Указанная схема отражает динамику теории. Есть и статическая схема готовой теории, включающая компоненты: основание → ядро → выводы. В дидактике показано, что знания будут системные, если процесс изучения научных теорий соответствует динамической схеме их развития.

С целью верификации уровня системности знаний нами создана процедурная модель, построенная на основе статической модели теории.  На первом уровне модели системности знания формируются в пределах ядра теории – учащиеся должны понимать и знать основные идеальные модели, лежащие в основе теории, законы, следствия. На втором уровне к знаниям первого уровня присоединяются вопросы из основания теории, т.е. учащиеся должны не только знать её основные положения, но и те факты, которые и привели к её созданию (эмпирические, логические, исторические), т.е. уметь обосновывать происхождение (генезис) теории. Третий уровень системности интегрирует знания первых двух уровней с добавлением знаний о теоретических следствиях теории. На четвёртом уровне присоединяются знания об использовании выводов теории на практике, это «выход» теории в практику. Указанному качеству знаний мы придаём большое значение, ибо только системные знания, формирующие системный стиль мышления – залог и основа будущих системных профессиональных решений специалистов.

            Итак, два главных подхода к построению учебника исполняют роль камертона, настраивающего учебник на решение глобальной задачи современности – вырастить поколение умных людей. (В некоторых трудах утверждается, что экономический прорыв самой мощной страны мира и был обеспечен благодаря решению указанной выше задачи путём применения интерпретационных герменевтических методик).

Функции  цифрового учебника

Новая модель учебника отличается от всех предыдущих моделей тем, что она многофункциональная. Приведём её основные функции.

  1. Учебник ориентирован не только на обучение учащихся, но параллельно и на обучение учителей, т.е. на их переподготовку в области цифровых технологий, на совершенствование их общей методической подготовки, на включение в кластерные коллективы современного креативного образования, на развитие профессиональной мотивации, направляющей педагогов на перманентное обогащение их педагогического опыта. Эту функцию мы определили как профессионально-мотивационную. Она достигается посредством включения кратких текстовых комментариев в твёрдую копию учебника и соответствующих ориентиров и ссылок в электронное приложение учебника.
  2. Вторая функции – интерактивная, состоящая в том, что примерно 80 % представленной в нём учебной информации имеет интерактивные версии, размещённые в сети интернет. Эта функции перешла к цифровому учебнику из модели технологического учебника. В ней используются различные виды самостоятельной работы учащихся: тестовые комплексы различных форматов, практические задания для самопроверки (пробелы в знаниях, учебные эстафеты знаний, фреймы знаний, учебные лабиринты знаний, реконструкция знаний, знания в системе, поле знаний,  матрицы знаний и др.),   Широко используются интерактивные приёмы обработки и трансформации теоретических текстов (главное в тексте, аннотация текста, ключевые слова, причины и следствия, гипотезы, выводы, пиктограмма текста, структура текста и др.). Представлен также автоматизированный тестовый комплекс с сохранением результатов академических достижений.
  3. Коммуникативная функция состоит в том, что цифровой учебник не ограничивает учащихся узким кругом размещённой в нём учебной информации, а способствует выходу в мировое пространство знаний [10]. Некоторые обучающие блоки учебника отсылают к различным источникам, где учащиеся могут получить дополнительную информацию, расширяющую их кругозор. При этом необходимо предусмотреть какую-либо контролирующую технологию, основанную на содержании этой информации. Кроме того, набор дополнительной информации может использоваться в заданиях по написанию обзоров, сочинений и других видов работы с текстом. Такая деятельность крайне необходима в целях развития гуманитарных навыков, особенно в предметах естественнонаучного цикла, поскольку, как показывает практика, у большинства учащихся и студентов слабо развито гуманитарное мышление.
  4. Междисциплинарная функция также исходит из базовой модели учебника, в которой предусмотрены межпредметные и внутрипредметные блоки и технологии. Например, с помощью блока «Повторение» актуализируются необходимые опорные знания из разных предметов, а в технологии «Формула знаний» используется понятия информатики (из алгебры логики) для составления дефиниций понятий из других научных дисциплин. Кроме того, большинство интерактивных технологий, первоначально созданных на основе физики и математики, постепенно были перенесены в методику обучения другим предметам.
  5. Воспитательная функция цифрового учебника одна из важнейших, поскольку очень высок воспитательный потенциал учебных компьютерных технологий, о чём написано во многих научных трудах по информационным технологиям. Следует отметить, что для отечественного образования самым актуальным направлением в настоящее время становится воспитание патриотизма, интегрирующее в себя практически все виды и направления воспитательной работы. С этой целью был предложен для учащихся кодекс патриота:

если ты патриот своей страны, то

−  должен хорошо учиться, потому что только глубокие и прочные знания помогут принести максимальную пользу своему Отечеству (интеллектуальное воспитание);

−  должен постигать умения и навыки, необходимые для будущей службы в армии, изучать военную историю своей Родины (военно-патриотическое воспитание);

−  должен вести здоровый образ жизни, беречь своё здоровье, заниматься спортом (валеологическое воспитание);

−  должен изучать культурное наследие своей страны – изобразительное искусство, русскую литературу, театр, кино, народное творчество и др. (эстетическое воспитание);

− должен неукоснительно соблюдать правила поведения в обществе и законы своей страны, почитать духовные корни своего народа (духовно-нравственное воспитание);

−должен беречь и охранять природные богатства своей Родины (экологическое воспитание);

− любить родной язык, русскую речь, не допускать употребления ненормативной лексики, избегать излишнего употребления в речи иностранных слов, засоряющих родной язык и имеющих русские аналоги, использовать интерактивные технологии практической грамотности (филологическое воспитание);

− изучать современные информационные технологии, соблюдать экологические нормы информации, приумножать арсенал обучающих компьютерных технологий, овладевать технологиями искусственного и коллективного интеллекта (информационное воспитание).

            Таким образом, все компоненты воспитательной работы должны быть представлены в предметном обучении и найти отражение в структуре цифрового учебника, образуя диалектическое единство в формуле «обучение + воспитание».

Структура  цифрового учебника

            Прежде всего следует пояснить, что цифровой учебник для школ необходимо создавать отдельно для каждой  темы учебного плана по предмету в виде тематических фрагментов или объединять мелкие темы в единый комплекс, если они взаимосвязаны содержанием. Это позволит сохранять твёрдую копию учебника в течение многих лет, а все дополнения вносить в интерактивное приложение. Такой подход, казалось бы, противоречит практике последних лет, когда вследствие перманентного реформирования образовательных стандартов и учебных программ, издаваемые учебники, по существу, были «одногодками», что приводило к необоснованному расходованию государственных средств. Но в системе общего образования по всем предметам изучаются, в основном, классические научные теории, завершившие своё развитие. Поэтому изменения в программах, которые обычно сопровождаются перестановкой учебных тем, не вызовут необходимости изменения содержания и переиздания учебников. Это будут тематические учебники, оформленные отдельной брошюрой с интернет поддержкой в виде распределённого приложения [11 - 15].  

            Структуру тематического учебника можно представить несколькими уровнями. Первый уровень состоит из двух частей – первая часть предназначена для обучения учащихся (это собственно учебник), вторая часть – для методической подготовки учителей по использованию нового учебника и обучению их новым дидактическим и цифровым технологиям (учебник для учителя).

            Твёрдую копию учебника (брошюру) можно исполнить в разных вариантах: полная версия всего учебника; только часть, предназначенная для ученика с изложением и теории и расширенного аппарата усвоения теории; сокращённый вариант с изложением только изучаемой теории, а аппарат усвоения перенести в приложение и др. Отметим, что отказываться от твёрдой копии (книги в классическом исполнении) не стоит – дети, не державшие в руках книгу вряд ли, повзрослев, проявят интерес к книге и любовь к чтению. Кроме того, именно книга всегда была источником не только знаний, но и   грамотного письма. 

Электронное приложение также может быть исполнено различными способами: размещено на сайтах в интернете (предпочтительный вариант), на мобильных устройствах, на различных накопителях информации, в «облаках» и т.д.

Часть первая учебника

            Эта часть выстраивается по типу технологического учебника, но по сравнению с первым вариантом его модели в него добавлены новые виды интерактивных технологий (формула знаний, интерактивные конспекты и кроссворды, математический футбол, фреймы, новый вид эстафеты задач, интерактивные приёмы обработки теоретических текстов и др.). При этом в брошюре целесообразно разместить тексты интерактивных технологий и упражнений, чтобы школьники могли над ними работать без доступа к компьютеру. Первая часть содержит краткое изложение теории, обучающие блоки, сопряжённые с теорией, упражнения, тексты интерактивных задач, вопросы электронных тестов, обучающие игры. Все эти учебные материалы снабжены краткими комментариями к выполнению их интерактивных версий.

Структура твёрдой копии учебника состоит из краткого пояснительного введения, текстов учебных параграфов с лаконичным изложением фрагмента изучаемой теории, текстов обучающих блоков, включающих пояснения к выполнению заданий, содержания заданий, иллюстрации; текстов интерактивных упражнений и задач, текстов учебных компьютерных игр по изучаемой теме, текстов итоговых тестов.

Структура интерактивной версии первой части. Эта версия полностью сформирована в общей программе «Учком» (учебник + компьютер). Свидетельство о государственной регистрации программы «Учком» в ФСИС Роспатент РФ № 2012.610691 от 13.01.2012 (авторы А.И. Архипова, Р.И. Золотарёв).   Это электронное приложение к параграфу [1]. Оно состоит из двух компонентов: первый нацелен только на освоение   теоретического материала и выполнен в виде упражнений для самоподготовки с оперативной проверкой результатов.  Второй состоит из обучающих блоков с автоматической проверкой результатов и выставлением оценки. Каждый из блоков нацелен на отработку и закрепление определённых учебных умений. Например, «интерактивный словарь» и «структура знаний» помогают закрепить знания о понятиях изучаемой теории, а «перфокарта» поможет сформировать умения решать тренировочные задачи.  Обучение педагогов применению и созданию инновационных  дидактических технологий проводится в журнале «Школьные годы», а на сайте  «школьные-годы.рф» можно задать вопросы  авторам  учебника и разработчикам программ. На рисунке 1 приведена титульная страница программы «Учком».

Обычно в программу «Учком» закладывается один учебный курс, навигация внутри которого осуществляется из общей страницы – навигационной карты (рисунок 2), благодаря чему облегчаются переходы между заданиями и технологиями программы. Кнопки карты открывают: текст учебного параграфа (теория), интерактивные упражнения и задачи для самоподготовки с оперативной проверкой , обучающие блоки с автоматической проверкой выполнения, их состав может варьироваться в соответствии с содержанием параграфа, интерактивные обучающие игры. Для каждого элемента карты разработаны отдельные программы. Каждое задание оценивается баллами, поэтому планируется разработка программы для рейтинговой системы, фиксирующей общий итог интерактивной проработки параграфа.

 Из программы «Учком» ученик  может выйти на сайты интернет поддержки учебника, а также в глобальную сеть, если это предусмотрено в задании учебника.

Вторая часть цифрового учебника

            С помощью этой части учитель может получить дополнительный учебный материал по изучаемой теме, зайдя на сайты интернет поддержки учебника или другие образовательные платформы. Кроме того, на сайтах поддержки можно получить консультацию по предлагаемым в учебнике инновационным технологиям, а также самостоятельно создать интерактивный учебный материал на основе собственных разработок. Для обучения учителей предназначены несколько сайтов, образующих единый сетевой комплекс [11 – 15], который можно открыть ссылкой http://icdau.ru/index.html.

 Назначения сайтов  изложены ниже.

Сайт http://icdau.ru –«Инновационная компьютерная дидактика», информационный сайт, создан в 2008 году в результате реорганизации сайтов http://sg.inkub.ru и http://www. bumi.ru.  Включает перечень и аннотации к номерам журнала «Школьные годы» (постатейно размещается в базе РИНЦ: http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=50833), примеры интерактивных учебно-воспитательных материалов, графический редактор, презентационные системы, фрагменты технологических учебников по разным предметам.  Учителя могут получить методическую поддержку, познакомиться с новыми технологиями обучения в текстовой и интерактивной формах, педагогическим опытом своих коллег, изучив аннотации к номерам журнала, затем прочитать полные версии статей по своему предмету в базе Электронной библиотеки РФ. Открывается сайт из сетевого узла.

Сайт http://ya-znau.ru – «Сила знаний», интерактивный сайт, включающий одноименный  конструктор интерактивных учебно-воспитательных технологий «Сила знаний», а также учебные интерактивные технологии и ресурсы по всем предметам и по воспитательной работе. Это основной сайт, на котором выполняется учебная и научно-исследовательская работа преподавателей вузов, учителей, студентов и аспирантов. Сайт предоставляет возможность создавать персональные учебные материалы, используя модели и программы цифрового учебника. Сайт многофункционален, поскольку предназначен:

− для обучения студентов и преподавателей работе с интернет конструктором инновационных технологий «Сила знаний». В конструктор вмонтированы 8 автономных программ, генерирующих сетевые и локальные версии учебных электронных технологий: «Тест знаний», «Словарь знаний», «Пробелы в знаниях», «Матрица знаний», «Кроссворд знаний», «Формула знаний», «Фасетный тест», «Тест с вариантами». С помощью конструктора происходит обучение студентов созданию материалов учебника по программам учебных курсов математического факультета, а также преподавателей вузов в системе дополнительного обучения (Институт подготовки и переподготовки специалистов) КубГУ [3, 6];

− для размещения с помощью встроенных текстового и графического редакторов теоретических учебных материалов по дисциплинам общего и профессионального образования в разделе «Учебные материалы [3, 4];

− для выполнения пользователями размещённых на сайте интерактивных учебных заданий с автоматической итоговой проверкой результата (Интернет технологии «Тест знаний», «Кроссворд знаний», «Пробелы в знаниях» и др.);

− для реализации учебной игровой деятельности по содержанию учебной темы, игры  можно использовать индивидуально или в форме соревнований (например, игра «Математический футбол»);

 − для повторения и обобщения знаний с помощью инструментальной оболочки «Учком», включающей теорию по теме в форме веб-презентации, набор интерактивных упражнений в формате «.html» с оперативной проверкой результата, Интернет технологии с итоговой проверкой, созданные сетевым конструктором «Сила знаний» [5];

− для интернет поддержки воспитательной работы среди учащихся и студентов, например, реализации задач патриотического воспитания с помощью ресурсов, посвящённых Великой Победе, например, ЭОР «Сталинград» [12];

− для фиксации и итоговой диагностики академических достижений учащихся и студентов в разделе «Работа с учащимися» [13].

В случае отсутствия у преподавателей-предметников возможности проводить занятия в компьютерных классах был реализован выход в сеть с помощью смартфонов учащихся, а для облегчения поиска нужного файла на сайте использованы QR-коды.  Этот способ электронного интерактивного обучения демонстрируется на сайте на примере трёх ресурсов:

 1.Математика, Учком «Натуральные числа». http://ya-znau.ru/znaniya/zn/110

  1. Физика, Учком «Относительная скорость». http://ya-znau.ru/znaniya/zn/107
  2. Русский язык. Проект «Алфавит». http://ya-znau.ru/znaniya/zn/113
  3. Литература. ЭОР в программе «Дороги. М.Ю. Лермонтов». http://ya-znau.ru/znaniya/spisok_kursov/5
  4. История. ЭОР «Сталинград». http://ya-znau.ru/znaniya/zn/20

Сайт http://школьные-годы.рф – «Школьные годы», сайт редакции журнала «Школьные годы», включает описания структуры, содержания, иллюстрации к номерам журнала, реализует связь с педагогическим сообществом (в настоящее время модернизируется)

Раздел на портале КубГУ http://icdau.kubsu.ru. В нём  презентуются: концепция инновационной дидактики, примеры тематических электронных   ресурсов по математике, информатике, английскому, немецкому, русскому языкам, созданные преподавателями самостоятельно, а также совместно с аспирантами и учителями и опубликованные в журнале «Школьные годы» [12]. Ресурсы созданы на базе учебных курсов в них автономные интерактивные материалы объединены в общие системы с помощью авторских инструментальных оболочек (авторы А.И. Архипова, Р.И. Золотарёв). Раздел был создан в рамках Программы стратегического развития вуза (2012-2016 гг.) и широко используется в процессе повышения квалификации преподавателей вуза [1 – 9]. Размещены также зарегистрированные в ФСИС Роспатент РФ две программы. Первая «Интерактивная среда обучения», вторая программа «Модель планирования учебного процесса» представляет почти все виды профессиональной деятельности учителя при разработке сценария урока: отбор литературы, учебную программу по изучающей теме, виды конспектирования содержания, дидактический и контролирующий материал, тексты инновационных технологий обучения, сценарии внеклассных мероприятий и дидактические игры по теме, материалы по теме из других интернет источников и др. На основе этой программы каждый учитель может создавать свою методическую лабораторию и непрерывно пополнять её. Компоненты этой программы созданы на примере курса математики, тема «Натуральные числа» (в настоящее время происходит дополнение контента программы).

Сайт http://klaster.icdau.ru «Виртуальный кластер педагогических инноваций школ и вузов Краснодарского края».   На сайте демонстрируются инновационные проекты девяти образовательных заведений края, которые активно взаимодействовали с редакцией журнала «Школьные годы» (1993 -2017 гг.). Например, представлены проекты «Бессмертный полк приходит в школу» (СОШ № 53 и        № 89), «Духовное краеведение» (СОШ № 15, ст. Роговская), «Алфавит» - ресурс по практической грамотности (СОШ № 13, ст. Медвёдовская), «Регионы Краснодарского края» (СОШ № 20, г. Краснодар), «Компьютерная поддержка учебного курса физвоспитания» (СОШ  № 34, ст. Новоминская) и др. При нажатии на номер школы справа открывается фрейм с активной надписью «Открыть проект». Приводится описание проекта, к некоторым проектам приведены интерактивные иллюстрации и задания. Кластер может дополняться новыми материалами.

Выводы

            Что же может дать системе образования внедрение предложенной модели цифрового учебника?

Ученику: 1) мотивировать на активное учение, не сообщая готовые знания, а стимулируя их «производство» посредством рефлексивной познавательной деятельности; 2) способствовать развитию гуманитарного мышления, предлагая использовать приёмы логической и семантической обработки учебных и научных текстов; 3) развивать творческие способности, включая в процесс работы с интерактивными когнитивно-креативными приёмами и  технологиями; 4) способствовать превращению знаний в структуры ментального опыта,  создавать основу для «пожизненного» обучения; 5) стимулировать развитие ИКТ-компетенций, вовлекая в процесс модернизации и создания новых технологий цифрового обучения; 6) обеспечивать выход в мировое пространство знаний.

Учителю: 1) организовывать продуктивную учебно-познавательную деятельность учащихся в течение всего урока с доминированием форм самостоятельной работы;  2) оптимизировать контролирующие функции процесса обучения, организуя перманентный процесс диагностики академических достижений учащихся; 3) создавать персональную лабораторию методического сопровождения профессиональной деятельности, овладевая новыми дидактическими и электронными  технологиями обучения; 4) включаться в творческий процесс по созданию новых учебных материалов с компьютерной поддержкой, опираясь на новаторский опыт педагогического интернет сообщества; 5) взаимодействовать с другими творческими коллективами педагогов и авторами учебной литературы, публиковать собственные инновационные материалы; 6) сохраняя и пополняя ежегодно персональное учебно-методическое обеспечение своей деятельности, экономить время подготовки к занятиям, благодаря чему больше времени уделять семье и своим детям.

Государству: 1) обеспечить экономию средств на ежегодное переиздание школьных учебников; 2) создать прозрачную систему отбора печатной и электронной педагогической продукции путём широкого использования интернет технологий с целью коллективного обсуждения и оценки предлагаемых учебников и других изданий самими учителями, а не ангажированными экспертами; 3) вырастить поколение умных и патриотически настроенных членов  общества, способных вывести страну в число самых передовых и экономически развитых государств мира.

 

Заключение

В заключении приведём несколько замечаний в адрес концепции уже предложенного и опубликованного проекта цифровизации образования. К каким последствиям, на наш взгляд, может привести его реализация?

  1. Ликвидируется книга, твёрдые копии учебников. Поколению, не державшему с детства в руках книгу, она будет представляться как предмет из каменного века. Исчезнет вся книжная индустрия, не говоря уже об искусстве полиграфии. Пострадает и родной язык. Он будет окончательно вытеснен сленгом из иностранных и технических терминов, заполоняющих уже сейчас лексическое пространство российского сегмента интернета. Педагоги констатируют, что отказ от чтения книг привёл к резкому падению грамотности у учащихся, а в интернете уже наблюдается «филологическая катастрофа». Известно, что на экране монитора информация воспринимается иначе, чем в книге, ученики «не видят слов», воспринимая образы, символы, алгоритмы (почему эта проблема почти не обсуждается в психологии?).
  2. Ликвидируются классные коллективы, что приведёт к расцвету индивидуализма, стимулируется разобщённость, уход в виртуальную реальность. В конечном итоге это приведёт к деградации ученика как личности. Уйдёт с повестки дня проблемы социализации учащихся. Постепенно они будут трансформироваться в биологических роботов. Деградирует и эмоциональная сфера, исчезнут такие понятия и свойства личности как сострадание, чувства эмпатии и доброты, даже любовь трансформируется в сугубо биологическую процедуру.
  3. Ликвидируются все виды искусства и творческой деятельности. Рисовать картины, снимать кино, писать книги будут компьютеры и роботизированные устройства. Работу человеческого мозга заменит искусственный интеллект, а ментальные свойства мозга постепенно атрофируются из-за ненадобности.
  4. Уйдёт животворящая, преобразующая сила живого учительского слова – «меня к добру и небесам ты возвратить могла бы словом» (М.Ю. Лермонтов), поскольку реформаторы предпочитают заменить классическое обучение дистанционным. Но ведь живое слово не исключает электронное, которое может качественно воспроизвести речь, например, великих артистов. Как-то пришлось участвовать в дискуссии с филологами, заявившими, что им не нужны компьютеры, т.к. основной инструмент их деятельности – это живое слово. Тогда я включила с помощью компьютера фрагмент фильма «Гамлет» − главный монолог-раздумье героя пьесы. Все актёры обычно «прокрикивают» этот монолог, а Смоктуновский произносит его тихо, но с удивительными, божественными интонациями. И все замерли, почти физически ощущая, как рождаются вопросы и сомнения Гамлета, как бьётся его мысль «в бесплодье умственного тупика». Так, электронное слово великого артиста показало учителям свою педагогическую силу.   
  5. Кадровый потенциал образования вряд ли может справиться с глобальными задачами цифровизации в настоящее время. Работая в системе дополнительного педагогического образования, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда слушатели среднего и старшего возраста не умеют пользоваться даже компьютерной мышкой. А в сельских школах зачастую совсем удручающая картина, нет ни компьютеров в классах, ни смартфонов и планшетов у учеников. Недавно преподаватель нашего вуза читал лекцию в школе районного центра для учителей-тьюторов, но он заранее был предупреждён, что будет только один компьютер, а интернета не будет вообще. В то же время с высоких трибун звучат слова о скоростном интернете в школах отдалённых деревень и сёл. Но надежда не умирает…

            Можно продолжить перечисление последствий предложенной цифровой реформы образования, которая, разумеется, скажется на всех сферах жизнедеятельности человеческого общества. Такая реформа из блага превратится во зло, вместо того, чтобы помочь, обогатить, облегчить труд ученика и учителя, сделать его увлекательным, интересным, в конце концов более эффективным. Есть такая истина – «отдайте богу богово, кесарю кесарево», человеку человеческое, машине машинное.  А современная компьютерная техника при разумном её использовании может помочь нам «всё сущее увековечить, безликое очеловечить, несбывшееся воплотить» (А. Блок). Так не надо превращать её во врага человечества, продвигая в корыстных интересах псевдореформы.

            Подводя итог… Первый технологический учебник был написан мною ещё в конце 80-х годов прошлого века. О нём от учителей узнала гл. редактор изд-ва «Просвещение» Н.В. Хрусталь. Она предложила издать новый учебник. По существующей практике рукопись отдали на рецензирование автору учебника, по которому учились все школы страны. Он наш учебник не пропустил, заявив, что есть хорошо зарекомендовавшие себя модели учебников, а новые не нужны. В период перестройки сами учителя издали мой учебник небольшим тиражом. Но вскоре такая инициатива учителей была запрещена высшим руководством образования. В новом веке была повторная попытка издать учебник, но уже с электронным приложением. Был тот же результат – рецензенты, авторы действующих учебников, наш учебник не пропустили, несмотря на положительную рецензию Академии наук РФ. Была предпринята также попытка получить грант для реализации проекта о современном цифровом учебнике. Но действующая в стране система распределения научных грантов основана, мягко говоря, на сугубо субъективном подходе. Вывод: к сожалению, в нашей стране отсутствуют перспективы издания и внедрения новых моделей школьных учебников.  

 

Литература

  1. А.И. Архипова, Р.И. Золотарёв, Т.Л. Шапошникова, В.В. Вязанкова. Учебно-методический комплект «УЧКОМ» как прообраз учебника будущего // Школьные годы. 2011. № 37.
  2. А.И. Архипова, С.П. Седых. Инновационная компьютерная дидактика в исследованиях и творчестве учителей Краснодарского края // Школьные годы. 2012. № 44.
  3. Р.И. Золотарёв, А.И. Архипова. «Сила знаний» как Интернет конструктор технологий инновационной компьютерной дидактики // Школьные годы. 2012. № 45.
  4. А.И. Архипова, И.В. Дмитриева, В.В. Иус. Электронный образовательный ресурс по информатике на основе программных инструментальных оболочек «Учком» и «Сила знаний» (тема «Системы счисления») // Школьные годы. 2013. № 47.
  5. О.В. Иванова. Конструирование комплекса Интернет технологий инновационной компьютерной дидактики по математике (тема «Алгебраическая система множеств») // Школьные годы. 2015. № 60.
  6. В.В. Драгунова. Технологии Интернет конструктора «Сила знаний» как электронное средство подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку (Тема «Правописание суффиксов»)
  7. Архипова А.И. Механика: технологический учебник / А.И. Архипова // Школьные годы. 2000. № 7.
  8. Архипова А.И. Теоретические основы учебно-методического комплекса по физике: дис. ... докт. пед. наук / А.И. Архипова/ - Краснодар, 1998.
  9. О.И. Сенченко. Интерактивная технология ИКД «Тест знаний» как средство контроля грамматических навыков учащихся на уроках английского языка
  10. Школьные годы в базе РИНЦ http://elibrary.ru/contents.asp?titleid =50833
  11. http://icdau.ru
  12. http://icdau.kubsu.ru
  13. http://ya-znau.ru
  14. http://школьные-годы.рф
  15. http://icdau.ru
  16. http://icdau.ru/index.html
  17. Архипова А.И. Сетевой комплекс как инструмент создания интерактивной среды обучения. http://icdau.kubsu.ru/int_model_/Files/modul4/komplex.docx

ЗАДАНИЕ

1. Полумайте над вопросами. 1.1. Как вы считаете, нужна ли для цифрового учебника особая структура учебника или можно сохранить традиционную? 1.2. Обосновано ли деление цифрового учебника на две части, для ученика и для учителя? 1.3.Оптимально ли использование для цифрового учебника модели технологического учебника как базовой? 1.4. Чем обосновано название учебника "технологический"? 1.5. Целесообразно ли включение в цифровой учебник текстовых описаний интерактивных технологий обучения? 1.6. С какой целью в цифровом учебнике такое разнообразие технологий обучения? 1.7. С какой целью создаются обучающие блоки учебника? 1.8. В какой программе размещён обучающий контент цифрового учебника? 1.9. Какую роль играет навигационная карта в электронном приложении учебника? 1.10. Что собой представляет в структуре программы "Учком" файл "Теория" (teoriya)?

2.