Деятельность в науке и образовании предполагает обязательное взаимодействие субъектов интеллектуального труда, что в настоящее время обеспечивается информационно-обменными процессами на основе компьютерных технологий. 

Основные направления развития и внедрения компьютерных технологий в науке и образовании нацелены на информационно-ресурсное и методическое обеспечение деятельности в области управления и развития образования и науки, а также повышения качества и доступности всех уровней образования на основе и с использованием ЭВМ. 

Компьютерные технологии в науке и образовании призваны обеспечить создание информационного пространства, насыщенного полной, актуальной, достоверной информацией. Термин «информационное пространство» обозначает совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан; и удовлетворение их информационных потребностей. При этом предполагается, что основными компонентами информационного пространства являются: информационные ресурсы и информационная инфраструктура. Как уже было сказано ранее, под информационными ресурсами следует понимать отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). В свою очередь, информационная инфраструктура — это комплекс программных, технических и телекоммуникационных средств, обеспечивающих работу отдельного человека или организации с информацией. 

Таким образом, роль информационных технологий в формировании информационного пространства заключается в том, что они аккумулируют информационные ресурсы, обеспечивают доступ к ним, предоставляют возможность общения всем субъектам научных исследований и учебного процесса. 

Нельзя не отметить, что распространение глобальной компьютерной сети Интернет создало принципиально новые возможности для взаимодействия людей в процессе выполнения или обсуждения научных исследований и обучения. Так, Интернет позволяет не только обмениваться сообщениями в отложенном режиме (электронная почта и телеконференции), но и предоставляет средства непосредственного общения: видеоконференции, IP-телефония, общение в чатах. Кроме того, сейчас любой исследователь может опубликовать результаты своих работ непосредственно в Интернете. 

Одним из наиболее эффективных направлений использования информационных технологий при проведении научных исследований и в учебном процессе стало компьютерное моделирование, в том числе и социальных процессов и явлений, направленное на исследование динамики развития моделируемого объекта и разработки прогнозной модели. 

Информационные технологии обеспечивают эффективную обработку экспериментальных данных, полученных в результате научных исследований или на практических занятиях. С этой целью широкое распространение получили электронные таблицы, реляционные базы данных, пакеты программ математической и статистической обработки и анализа данных. 

Нельзя не отметить использование компьютерных технологий для представления результатов научных исследований и учебных материалов. Эти технологии могут быть использованы как для создания текстовых документов (статей, монографий, учебников и т. д.), так и для мультимедийного сопровождения научных докладов и 

лекций (в форме презентаций, аудиозаписей реальных лекций или докладов, учебных видеороликов, компьютерных моделей физических экспериментов). 

С развитием компьютерных технологий появились новые методики организации и проведения социологических исследований. Так, для сбора первичных данных можно использовать on-line опросы в Интернете, при которых анкета публикуется на интернет-странице и там же заполняется респондентом. С этой же целью можно применять технологию электронной почты для рассылки и сбора анкет. Эти новые методики позволяют повысить эффективность социологических исследований, благодаря значительному упрощению последующей обработки данных. Кроме того, при заполнении электронной анкеты меняется характер реагирования респондентов на поставленные вопросы, так как в отсутствии интервьюера повышается объективность ответов респондентов. 

Процесс информатизации общества привел к существенным изменениям в сфере образования, где формируется единое информационное образовательное пространство, охватывающее всю Россию. Целью этих изменений является повышение качества образования во всех регионах страны за счет обеспечения доступа педагогов и обучающихся к современным технологиям обучения, научно-методическим материалам и источникам знаний, а также на организации эффективной обратной связи между участниками учебного процесса и педагогической наукой. 

В настоящее время компьютерные технологии стали неотъемлемой частью традиционного учебного процесса. Поэтому их изучение предусмотрено рядом дисциплин (информатика, информационные технологии в профессиональной деятельности и т. д.) и направлено на получение практических навыков и профессиональных умений. Они применяются также и для учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся (электронные учебники, обучающие программы и т. д.). Они успешно используются для контроля качества образования. Так, компьютерное тестирование получило широкое внедрение для промежуточного и итогового контроля знаний учащихся всех уровней образования. 

Таким образом, компьютерные технологии нашли широкое распространение как в науке, так и в образовании. Причем для успешного осуществления этих видов человеческой деятельности особое значение имеет возможность эффективного использования информационных ресурсов.