В магазинах США можно купить все, что душе угодно, и даже немного больше. В рекламе одного универмага говорилось: «Если вы сами не знаете, что вам надо, заходите, у нас это есть». Постоянно увеличивающееся разнообразие товаров делает проблему выбора на первых порах достаточно сложной. Вы должны определить, что вам необходимо в первую очередь, и соответственно планировать свои покупки. Чтобы быть экономным в покупках, нужно следить за объявлениями в газетах, посещать магазины уцененных товаров и распродажи в обычных типах магазинов США.

Самый насыщенный источник информации – газеты, в т.ч. Интернет издания. Как пра­вило, в трех разделах газет сообщаются сведения о продаже товаров и об услугах с указанием цен. Объявления о распродажах (Sales) помещаются на первом плане. Есть и рекламные приложения к газетам, целиком состоящие из объявлений.

На последних страницах газет печатается раздел «классифицированные объявления», в котором под заголовками «Дома для продажи», «Продажа велосипедов», «Продажа домашнего скота», «Продажа электротоваров» и т.п. предлагают свои услуги люди, желающие что-то продать, обменять, сдать внаем и так далее.

Система «Товары почтой» выпускает всевозможные каталоги разных объемов. В каталогах на нескольких сотнях страниц перечисляются почти все потребительские товары, которые только существуют. Самые известные каталоги – это «Scars, Roebuck and Co. Catalogue», «Montgomery Ward Catalogue”, «Spiedel Catalogue». В этих каталогах даются не только названия товаров, но и иллюстрации со всей необходимой информацией – размеры, цвет, материал, упаковка, каталожный номер, то есть все то, что нужно знать, чтобы выбрать и заказать понравившуюся вещь.

Товар должен быть продан – таков закон рынка. Поэтому регулярно устраиваются различные распродажи по ценам ниже обычных. Распродажи в различных типах магазинов США пользуются большой популярностью у американцев. Американцы, чтобы купить что-нибудь подешевле, поедут не то что на другой конец города – в другой штат. Бдительно следят за рекламой всевозможных распродаж. На Мичиган-авеню (г. Чикаго) магазин посуды и хрусталя переезжал в другое здание и объявил большую распродажу. Моментально образовалась длинная очередь – явление здесь редчайшее. Короче, они (американцы) большие рационалисты.

Во всех типах магазинов США магазинах всегда есть какие-либо товары на распродаже, однако ассортимент товаров и длительность времени распродаж варьируются. Если к вашему приходу товарбывший на распродаже, уже закончился, можно попросить талон, который гарантирует вам приобретение данного товара по распродажной цене при поступлении его в обычную продажу.

Для покупки товаров со скидкой предлагаются также купоны,которые печатаются в газетах, на упаковках ранее купленных товаров (и вы эти купоны аккуратно вырезаете). Купоны могут прислать вам по почте. Зачастую на них указывается срок их действия. При покупке товара купон сдается кассиру в магазине, и вам предоставляется соответствующая скидка при оплате.

Есть также система продажи товаров по сниженным ценам, не связанная с распродажами. Она называется «Basement», что означает полуподвальное помещение в универмагах, где по сниженным ценам продаются так называемые залежалые товары.

Существует система «оптовой» продажи. В понятие «оптовой» входит и продажа всего лишь нескольких единиц одного товара, предоставляющая скидку до 30 процентов от первоначальной цены.

Путешественники из стран Восточной Европы, будучи в Нью-Йорке, предпочитают делать покупки на так называемой «Садовой улице», в просторечии именуемой «Яшкин-стрит», где товары ориентированы на вкусы, кошельки, понятия моды и престижа жителей восточноевропейских стран и где продавцы – преимущественно еврейской национальности – сами выходцы из этих стран.

Садовая расположена в районе Нижний Истсайд. Здесь на улицах с 20-й по 40-ю находятся магазины това­ров по сниженным ценам, многие из них работают без выходныхдней. Рассмотрим какие же существуют магазины в США и каковы их характеристики. 

Типы магазинов в США

Магазины Америки предлагают широкий ассортимент товаров. Маленькие магазинчики в основном располагаются к жилых кварталах, крупные – в центре города. Выбор товара производится как с помощью продавца, так и самообслуживанием.

Цены на один и тот же товар в одном и том же городе могут значительно отличатьсяв зависимости от места продажи (район города) и типа магазина. Есть известные престижные магазины с очень высокими ценами исключительно для состоятельных людей.

Чтобы с одного раза получить полное впечатление от магазинов, посетите крупный торговый центр, имеющийся практически в каждом городе, который называется Shopping Mall.

Супермаркеты (Supermarkets) – у нас им примерно соответствуют универсамы – это большие современные магазины по продаже практически всех видов продуктов, В них также могут продаваться моющие средства, косметика, журналы, кое-какая одежда, предметы домашнего обихода, лекарства, не требующие рецептов. В супермар­кетах обязательно есть кафетерии или небольшие закусочные.

Американцы не пользуются хозяйственными сумками и авоськами. Купленные вами продукты укладываются кассиров на выходе в двойной бумажный мешок, и вы идете домой по-американски – в обнимку с бумажным пакетом.

Универмаги (Department store) – наиболее распространенная сеть магазинов, продающих одежду, обувь, мебель, электротовары, хозяйственные товары и многое другое.

Комиссионные магазины (Thrift shops) продают по весьма умеренным ценам вещи, бывшие в употреблении. Американцев не смущает покупка подержанной одежды и мебели. Эти магазины обычно управляются благотворительными организациями.

Магазины Армии Спасения (Salvation Army stores) и магазины Доброй Воли (Goodwill industries stores) – это магазины, в которых можно купить подержанные веши по чисто символическим ценам. Вещи жертвует население в благотворительных целях.

Подробнее об Армии Спасения. Она существует с 1865 года. Сейчас ее миссии открыты в 97 странах, в составе Армии насчитывается более 14 тысяч корпусов, называемых приходами.

В Армии Спасения существует строгая иерархия. Солдат может дослужиться до генерала, отдав, без преувеличения, всю жизнь работе в социальной сфере, например спасению наркоманов и проявив себя на этом поприще. Вступая в Армию, солдат произносит торжественную клятву и обязуется выполнять устав. В пунктах устава содержится отказ от курения, алкоголя и наркотиков, участия в греховных действиях. В Армии культивируется семейственность. Часто офицерами Армии становятся муж и жена – так легче нести тяготы жизни миссионеров.

Деятельность солдата Армии Спасения проходит под девизом: «Сердце – Богу, руку – Человеку». Считая, что, спасая другого, солдат Армии спасает собственную душу. Большинство солдат и рекрутов Армии занимаются социальной работой бесплатно. Зарплата у тех, кто ее получает, очень небольшая. При этом Армия Спасения – достаточно богатая организация. У нее есть средства на осуществ­ление многочисленных социальных программ. Богатые люди во всем мире считают своим долгом оказывать финансовую помощь этой организации. Основной принцип финансовой деятельности Армии: не расходовать деньги на внутренние нужды, отдавая максимум средств для помощи людям.

Сельскохозяйственные рынки практически есть во всех городах. На них в определенные дни фермеры продают свежие фрукты, овощи и цветы. Хотя цены на рынках могут быть и не ниже, чем в супермаркетах, качество продуктов обычно выше.

Большие супермаркеты производят товары собственной марки, которые продаются дешевле.

Общие характеристики для всех типов магазинов США 

Цена, указанная на товаре, не является окончательной. При оплате товара обязательно приплюсуют какой-либо налог или сразу несколько. Величина налога зависит от стоимости товара и может составлять от 2 до 8 процентов от его цены.

Цена товара фиксируется на упаковке кодовыми полосками, ко­торые «считываются» у кассы. Если злоумышленник или просто за­бывчивый покупатель минует кассу, сработает сигнализация.

Расфасовка товаров различна. Один и тот же товар можно купить в маленьком пакете и в большой коробке. Товары, предназначенные для длительного пользования (стиральный порошок, например), дешевле покупать в большой расфасовке.

На упаковках всех скоропортящихся продуктов указывается срок окончания хранения, после которого магазин не вправе продавать этот товар.

Если вы приобрели товар, который по какой-либо причине вам не подходит (к продуктам это не относится), и хотите вернуть его и получить назад деньги, сохраняйте чек. При наличии че­ка деньги будут возвращены незамедлительноЧек также пригодится, если вы зайдете в магазин, торгующий аналогичными товарами.

Торговаться в не принято. Однако при покупке дорогих вещей, таких, как дом, машина, а также на сельскохозяйственныхрынках, толкучках или при сделках между частными лицами, американцы торгуются.

В Америке существуют две системы продажи товаров в кредит. Система «Лэйэвэй» используется для товаров стоимостью до 300 долларов. Покупатель вносит от 10 до 50 процентов стоимости покупки с обязательством погасить оставшуюся сумму в течение месяца. При этом товар остается на хранении в магазине до его полной оплаты. Если же покупатель не смог выплатить полную стоимость покупки к указанному сроку, он теряет внесенную сумму залога.

Система «Installment plan» действует при продаже дорогих това­ров домашнего пользования, как-то: холодильник, стиральная машина, мебель и т. п. Вы приобретаете товар в многомесячную рассрочку под довольно высокий процент, вплоть до 20 процентов. Первоначальный взнос может быть и небольшим, скажем 10 процентов. На оставшуюся сумму начисляются проценты.

Покупка товаров в кредит может быть проведена по общим кредитным карточкам (MasterCard, Visa, American Express) и по кредитным карточкам самого магазина, в котором вы совершаете сделку.

Время работы магазинов США варьируется даже в одном городе. Большинство типов магазинов открыто с понедельника по субботу с 9-9,30 до 17,30 или с 10 до 18 часов. Но они могут закрываться и позже. Во многих городах один вечер в неделю (обычно это четверг или пятница) магазины открыты до 9 часов вечера. Часто магазины открываются и в воскресенье на несколько часов во второй половине дня. Время работы магазинов можно проследить по газетам,

Самые крупные дорогие магазины Нью-Йорка: универмаг «Мэй-сиз», универмага на 5-й авеню и Мадисон авеню работают с понедельника по пятницу с 10 до 18 часов.