Архипова Алевтина

 

Электронный ресурс по математике. Тема "Натуральные числа"

Интерактивные технологии электронного ресурса «Натуральные числа» размещены на CD-диске  журнала с электронным приложением  «Школьные годы», № 61 (подписной индекс в каталоге СМИ «Почта России» 24121 (по Краснодарскому краю). 

ЭОР «Натуральные числа» объединяет в себе учебные материалы, разработанные в разное время с использованием различных программных платформ. Он представлен параграфом, совокупностью заданий для самопроверки и обучающими блоками. Вместе они представляет собой завершенный дидактический цикл, включающий учебные материалы   для работы над учебным текстом, для повторения, освоения понятийного аппарата (словари), формирования практических умений (перфокарты), развития мотивации освоения темы (игровые блоки) и т.д. Дидактическая структура КУМК включает три основных компонента: информационный, самостоятельной работы, контрольный.

В ЭОР включены интерактивные задания по тексту   параграфа и обучающие блоки (самоподготовка, словарь, перфокарта, фасетный тест, игровые блоки и т.д.). Интерактивные задания снабжены инструментами оперативной проверки с выбором или вводом ответов, а программы обучающих блоков включают оценочную компоненту, которая сообщает итоговый результат.  Главная особенность ресурса состоит в усилении роли самостоятельной работы учащихся, в компьютерной поддержке освоения учебных текстов, в приобщении учащихся к деятельности с использованием компьютеров.

 В ресурсе реализована навигация как внутренняя (между отдельными слайдами презентации), так и внешняя (ссылки на другие документы).  Все интерактивные технологии ресурса объединены общей программой УЧКОМ (учебник + компьютер). Включать ЭОР в учебный процесс можно по-разному: использовать отдельные задания из презентации, просматривать презентацию на уроках целиком как единую систему, предлагать выполнить отдельные интерактивные задания на уроках или при подготовке к итоговым испытаниям. Каждое из   заданий ресурса презназначено  для изучения определённого вопроса учебной темы:  определение натуральных чисел, запись натуральных чисел. чтение натуральных чисел, разряды, классы и т.д. Ниже приведены веб-страницы с теоретическим материалом.

Веб презентация учебного параграфа "Натуральные числа"

Интерактивные упражнения в программе Power Point

В упражнениях использованы инструменты оперативной проверки результатов их выполнения - приведены варианты ответов, из которых надо выбрать верный и нажать на него. Программа переводит к слайду с рисунком и  записью "Верно" или "Неверно". В некоторых упражнениях требуются записи  с помощью инструмента "Перо". Приводятся комментарии для работы с программой. Каждое из упражнений предназначено для самостоятельной проработки одного из вопросов изученной темы: определение натуральных чисел, чтение натуральных чисел, запись натуральных чисел и т.д. Ниже приведены изображения слайдов интерактивной презентации.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

Обучающие блоки для самостоятельной работы

Блок 1. Словарь

Интерактивный словарь выполнен в программе Adobe Flash. Он предназначен для проработки основных понятий изучаемой темы. Программа поочерёдно демонстрирует предложения, относящиеся к тому или иному определению, правилу, термину, список которых приведён выше.  Необходимо выбрать соответствующий термини переместить его в рамку. В конце программа показывает число верных ответов и выставляет оценку. 

Вопросы

  1. Числа, используемые при счете.
  2. Специальные знаки, применяемые для записи натуральных чисел.
  3. Наименьшее натуральное число.
  4. Число, которое используют для обозначения отсутствия чего-либо.
  1. Система записи чисел, в которой одна и та же цифра обозначает различные числа в зависимости от её места в записи числа.
  2. Каждое из мест (позиций) в десятичной записи числа.
  3. Группы разрядов по три, считая справа – налево (с конца в записи числа).
  4. Количество классов натуральных чисел.
  5. Числа вида 1, 10, 100, 1000, 10000,… каждое из которых, кроме числа 1 (один), в 10 раз больше предыдущего.
  6. Класс, расположенный между классом тысяч и классом миллиардов.
  7. Класс, следующий за классом миллиардов.
  8. Класс, которому принадлежит наименьшая из разрядных единиц.

Блок 2. Самоподготовка

В мире больших чисел. Экономика

Бюджет страны составил: 6328251684128 рублей. На текущий год запланировано расходов: 5124983252134 рублей. Доходы страны превысили расходы на 1203268431094 рублей. Записывайте ответы в активные окна и нажимайте на кнопку "Проверить".

Задания

  1. Прочитайте все три указанных числа.
  2. Для каждого из чисел в окно первого ответа запишите цифры из класса миллионов и выполните проверку. Числа записывайте по порядку и с интервалом в один пробел.
  3. Во второй ответ запишите название разряда, к которому относится цифра, стоящая на седьмой позиции от конца записи каждого из чисел.
  4. В третий ответ запишите, название разряда для цифры 5 в записи первого числа.
  5. В четвёртый ответ запишите название разряда для шестой позиции от конца записи каждого из трех чисел. 

 

В мире больших чисел. География (длина)

 

Повторите единицы длины: 1м = 100 см = 1000 мм

 

Экваториальный радиус Земли: 6378245 м. Длина окружности экватора 40075696 м. Наибольшая глубина мирового океана (Марианская впадина в Тихом океане) 11500 м. 

Задание

          Выбирайте ответы, а их обозначения записывайте в окна.          Выполняйте проверку, нажимая на кнопку «Проверить»

 Переведите все три числа в сантиметры. Прочитайте полученные числа.

  1. Для первого числа (в см) найдите цифры, стоящие в разрядах: тысячи, сотни тысяч, десятки миллионов, сотни миллионов.
  2. Для второго числа (в см) найдите названия разрядов, соответствующие цифрам 4, 7, 5, 9 в записи числа.  
  3. Переведите третье число в миллиметры, прочитайте полученное число.
  4. Переведите третье число в миллиметры, прочитайте полученное число.

Ответы

А. 637824500 4007569600 1150000 Б. 6378245000 400756960 11500000

В. 4 3 2 5   Г. 4 2 3 6 Д. миллионы миллиарды сотни тысяч   тысячи

Е. миллиарды миллионы сотни тысяч   тысячи   Ж. 11500000 З. 1150000

В мире больших чисел. География (площадь)

Повторите единицы площади: 1 км = 1000 м; 1 кв. км = 1000000 кв. м

1 м = 100 см; 1 кв. м = 10000 кв. см

 

Задание

         Выбирайте ответы, а их обозначения записывайте в окна.          Выполняйте проверку, нажимая на кнопку «Проверить»

Площадь всей поверхности Земли составляет 510083 тысяч квадратных километров. Площадь поверхности суши на Земле составляет 148628 тысяч квадратных километров. Площадь водной поверхности Земли составляет 361455 тысяч квадратных километров.

    1. Переведите три числа в квадратные метры и прочитайте полученные числа.
    2. В записи третьего числа (в кв. м) найдите названия разрядов, соответствующих цифрам 3 и 4.
    3. В двух записях второй величины (в кв. км и кв. м) найдите, к каким разрядам относится цифра 2.
    4. Сколько цифр, относящихся к натуральным числам, в записи первого числа     (в кв. м)?                                      

 

Ответы

А. 5100830000000 14862800000000 361455000000000

Б. 510083000000000 148628000000000 361455000000000

В. сотни триллионов сотни миллиардов Г. сотни миллиардов сотни триллионов  

Д. десятки миллиардов десятки тысяч Е. десятки тысяч десятки миллиардов

Ж. 5     З. 4 

Блок 3. Диалог с компьютером

Известно, что большие числа часто используются в астрономии. Приведем примеры. Среднее расстояние Луны от Земли равно 384 тыс. км. Расстояние Земли от Солнца (среднее) составляет 149504 тыс. км, Земли от Марса 55 млн. км. На компьютере с помощью текстового редактора Word создайте таблицы так, чтобы каждая цифра в записи указанных чисел была в отдельной клеточке (ячейке). Для этого выполните команды на панели инструментов: вставка→ таблица → вставить таблицу → число строк (с помощью курсора ставим «1») → число столбцов (посчитайте сами). Создайте таблицы и для других чисел, например, запишите подряд год вашего рождения, месяц и число.

 

Блок 4. Эстафета больших чисел

В первой строке таблицы записано большое число. Прочитайте его. Затем выполните задания: передвигая цифры в записи числа вправо или влево, получайте следующие числа и читайте их. (Нули в конце числа не передвигайте!). В окно ответа запишите последнее число – строка 10.

Строка 2. Все цифры числа в первой строке переместите влево через две клетки. Цифры 5 замените следующей за ней цифрой. Пустые клетки заполните нулями. Прочитайте число.

Строка 3. Все цифры числа во второй строке переместите вправо через три клетки. Цифры 3 и 4 в записи числа замените следующими цифрами. Пустые клетки заполните нулями. Прочитайте число.

Строка 4. Все цифры числа в строке 3 переместите на одну клетку влево. Цифру 6 в классе триллионов замените на предыдущую, а в классе миллиардов на последующую цифру. Пустые клетки заполните нулями. Прочитайте полученное число.

Строка 5. Все цифры числа в строке 4 переместите через одну клетку вправо. Цифру 7 в разряде «десятки тысяч» замените на предыдущую, а в разряде «десятки миллионов» на последующую. Прочитайте полученное число.

Строка 6. Все цифры числа в строке 5 переместите влево через 3 клетки. Цифру 8 в разряде сотен миллиардов замените на предыдущую, а цифру 6 в разряде сотен миллионов на последующую цифру. Пустые клетки заполните нулями. Просчитайте полученное число.

Строка 7. Все цифры числа в строке 6 переместите вправо на одну клетку. Поменяйте местами цифры в разрядах десятков квадриллионов и десятков миллиардов. Прочитайте полученное число.

Строка 8. Все цифры числа в строке 7 переместите влево через одну клетку. Поменяйте местами цифры в разрядах квинтиллионов и квадриллионов. Пустые клетки заполните нулями. Прочитайте полученное число.

Строка 9. Все цифры числа в строке 8 переместите вправо через три клетки. Поменяйте местами две стоящие рядом в числовом ряду цифры из классов миллионов и триллионов. Прочитайте полученное число.

Строка 10.Все цифры числа в строке 9 переместите на одну клетку вправо. Прочитайте полученное число.

 

Блок 5. Тест знаний «Натуральные числа»

Тест можно выполнить на CD-диске электронного приложения к журналу или в сети Интернет на сайте http://ya-znau.ru.

Вопросы

  1. Верно ли, что цифры – это специальные знаки для записи натуральных чисел?
  1. Верно ли, что число 0 –это наименьшее натуральное число?
  2. Верно ли, что в позиционной системе счисления одна и та же цифра может обозначать различные числа?
  3. Верно ли, что определенное место в десятичной записи чисел называется разрядом?  
  4. Дано число 543 384. Верно ли, что в нем число самых старших разрядных единиц равно 543, а самых младших 384?
  5. Верно ли, что в классе миллиардов самая старшая из разрядных единиц – это сто миллиардов, а самая младшая – один миллиард?
  6. Дано число 458 121. Верно ли, что сумма числа самых старших разрядных единиц и числа самых младших равна 5?
  7. Верно ли, что самая старшая из разрядных единиц класса триллионов в миллион раз больше самой старшей из разрядных единиц класса миллионов?
  8. Даны два числа 637 508 и 831. Верно ли, что самая старшая разрядная единица первого числа в 1000 раз больше самой старшей разрядной единицы второго числа?
  9. Дано число 432. Верно ли, что самая старшая разрядная единица этого числа в 2 раза больше самой младшей?
  10. Дано число 100 000 000. Верно ли, что в нем число разрядных единиц, составляющих 10 000, равно 1000?
  11. Верно ли, что перед классом триллионов находится класс квадриллионов, а       перед     этим классом – класс квинтиллионов?

 

Блок 6. Из истории чисел

С древних времен человек сталкивался с необходимостью подсчитывать количество вещей, сравнивать количества объектов (например, пять яблок, семь стрел; в племени 20 мужчин и тридцать женщин и т.д.) Была также необходимость устанавливать порядок внутри некоторого количества объектов. Например, на охоте первым идет вождь племени, вторым самый сильный воин племени и т.д. Для этих целей использовались числа. Для них были придуманы специальные названия. В речи они называются числительными: один, два, три и т. д. – это количественные числительные, а первый, второй, третий - порядковые числительные. Записывались числа при помощи специальных знаков - цифр. Со временем появились системы счисления. Они включали способы записи чисел и действий с ними. Самые древние из известных систем счисления – это египетская, вавилонская, римская. На Руси в старину для написания цифр использовались буквы алфавита со специальным знаком ~ (титло). В настоящее время наибольшее распространение получила десятичная система счисления. Широко используются, особенно в компьютерном мире, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.Итак, для записи одного и того же числа можно использовать различные знаки – цифры. Так, число четыреста двадцать пять можно записать египетскими цифрами – иероглифами:

                                                                                           

Это же число римскими цифрами: CDXXV или десятичными цифрами 425. В двоичной системе записи оно выглядит так: 110101001 (двоичная система записи чисел), а в восьмеричной - 651 (восьмеричная система записи чисел). В шестнадцатеричной 

В шестнадцатеричной системе счисления оно запишется: 1А9 (шестнадцатеричная система записи чисел). Можно поступить совсем просто: сделать, подобно Робинзону Крузо, четыреста двадцать пять зарубок (или штрихов) на деревянном столбе - IIIIIIIII…...IIII. Это самые первые изображения натуральных чисел.

Итак, в десятичной системе записи чисел используются арабские цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. В двоичной – две двоичные цифры: 0, 1; в восьмеричной – восемь восьмеричных цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; в шестнадцатеричной – шестнадцать различных шестнадцатеричных цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F; в шестидесятеричной (вавилонской) - шестьдесят различных символов - цифр и т.д. Десятичные цифры пришли в страны Европы из стран Ближнего Востока, Арабских стран. Отсюда название – арабские цифры. Но к арабам они попали из Индии, где были изобретены примерно в середине первого тысячелетия.

 

Блок 7. Римская система счисления

Одна из древних систем счисления, которая используется в наши дни, − это римская система. Приведем в таблице основные цифры римской системы счисления и соответствующие числа десятичной системы.

Римская цифра

I

V

X

L

C

D

M

Число

1 один

5 пять

10

десять

50 пятьдесят

100 сто

500 пятьсот

1000 тысяча

Римская система счисления является системой сложения. В ней в отличие от позиционных систем (например, десятичной) каждая цифра обозначает одно и то же число. Так, запись II – обозначает число два (1 + 1 = 2), запись III – число три (1 + 1 + 1 = 3), запись XXX – число тридцать (10 + 10 + 10 = 30) и т.д. Для записи чисел применяются следующие правила.

  1. Если меньшая цифра стоит после большей, то она прибавляется к большей: VII – число семь   (5 + 2 = 5 + 1 + 1 = 7), XVII – число семнадцать (10 + 7 = 10 + 5 + 1 + 1 = 17), MCLчисло одна тысяча сто пятьдесят (1000 + 100 + 50 = 1150).
  2. Если меньшая цифра стоит перед большей, то она вычитается из большей: IX – число девять (9 = 10 - 1), LM число девятьсот пятьдесят (1000 – 50 = 950).

Для записи больших чисел приходится использовать (придумывать) новые символы – цифры. При этом записи чисел получаются громоздкими, производить вычисления с римскими цифрами очень сложно. Так год запуска первого искусственного спутника Земли (1957 г.) в римской записи имеет вид MCMLVII [1000 (M ) + 900 (CM ) + 50 (L ) +7 (VII)].

Запомнить римские цифры позволяет следующее выражение Mы Dарим Cпелые Lимоны Xватит Vсем Iх. Легко запомнить и их значения: первый символ в алфавите Mmillennium – тысяча. А следующие числа получаются из предыдущих делением, то на два, то на пять, по очереди. Тысячу разделить на два, получим 500 (D); делим на пять получим 100 (C); делим на 2,получаем 50 (L); делим на 5, получаем 10 (I); делим на 2, получаем 5 (V); делим на 5, получаем 1 (I). Рассмотрите рисунок.

 

Блок 8. Сгущение информации

В таблице показано, как можно изменить текстовый объём и форму представления информации при сохранении её смысла. Для этого текст можно представить в виде тезисов, ключевых слов или рисунков – пиктограмм, соответствующих содержанию текстов. Рассмотрите таблицу и выполните на компьютере задание: переместите ключевые слова и пиктограммы в соответствующие места таблицы.

Абзац

Тезисы

Ключевые слова

Пиктограмма

Система счисления (с. с.) – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами. Все системы счисления можно разделить на позиционные и непозиционные.

 

 

 

В непозиционных системах счисления в записи числа каждая цифра имеет всегда одно и то же значение, независимо от её местоположения в этой записи. Такова римская система счисления. Например, число I в римской системе означает один, число II означает 1 + 1, т. е. два, а число III — 1 + 1 + 1 = 3. В ней в качестве цифр используются латинские буквы:  

I     V     X     L     C     D     M

1     5     10       50   100   500     1000

 

 

 

 

 

Используемая в математике десятичная система счисления — это позиционная система счисления, состоящая из 10 разных цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Здесь значение цифры зависит от ее положения в записи числа. Например, если цифра 1 стоит в числе на первом месте справа, то она означает один, если на 2-м месте справа, то десять, на 3-м месте справа — сто, и т. д.

Десятичная с. с. – позиционная с. с. Здесь значение цифры зависит от ее положения в записи числа.

Десятичная с. с., позиционная с. с.

 

 

Блок 9. Перфокарта «Натуральные числа»

Задания этого блока выполняются на компьютере. На станице приведены вопросы и варианты ответов. Ответы обозначены буквами. Требуется выбрать верный ответ и его букву найти в проверочном листе. Затем нажать на клетку, соответствующую букве ответа и номеру вопроса. Программа выставляет оценку.

 

 

Вопросы

Ответы

1. Прочтите натуральное число

34 507 000001

А. Тридцать четыре пятьсот семь один.

Б. Тридцать четыре миллиона пятьсот семь тысяч один.

В. Тридцать четыре миллиарда пятьсот семь миллионов один.

Г. Тридцать четыре миллиарда пятьсот семь тысяч один.

2. Прочтите натуральное число

100 000 001

А. Сто миллионов ноль один.

Б. Сто миллионов один.

В. Сто один.

Г. Сто одна тысяча.

3. Разбейте на классы и прочтите натуральное число

3303313303

А. Триста тридцать миллионов тринадцать тысяч триста три.

Б. Три миллиарда триста три миллиона триста тринадцать тысяч триста три.

В. Тридцать три ноль тридцать три тринадцать триста три.

Г. Триста тридцать миллиардов триста тридцать один миллион тридцать три тысячи три.

4. Прочтите натуральное число

17 000 000 000

А. Семнадцать миллиардов.

Б. Семнадцать миллионов.

В. Семнадцать тысяч.

Г. Семнадцать ноль ноль ноль ноль ноль ноль ноль ноль ноль.

5. Прочтите натуральное число

00020002

А. Двести два.

Б. Ноль ноль ноль двадцать тысяч два

В. Двести два миллиона.

Г. Двадцать тысяч два.

6. Прочтите натуральное число         18 млрд.

А. Восемнадцать.

Б. Восемнадцать миллионов.

В. Восемнадцать   тысяч.

Г. Восемнадцать миллиардов.

7. Прочтите натуральное число       909 млн.

А. Девятьсот девять миллионов.

Б. Девятьсот девять.

В. Девятьсот девять миллиардов.

Г. Девятьсот миллионов девять.

8. Прочтите натуральное число       101 тыс.

А. Сто один.

Б. Один ноль один.

В. Сто одна тысяча.

Г. Сто один миллиард.

9. Прочтите натуральное число             1трлн.

А. Один триллион.

Б. Один миллион.

В. Один.

Г. Один миллиард.

 

Блок 10. Давайте поиграем. Сокровища подземелья

Игра проводится на компьютере. На игровом поле рисунок к сказке Киплинга «Маугли». На пяти сундуках навесные замки. Чтобы открыть их, надо решить задачи, ввести ответ и нажать на кнопку «Готово».

 

Задания

  1. Деревянный сундук. Найдите, сколько денег (в тыс. рублей) находится в этом сундуке. Для этого надо найти общее число самых младших разрядных единиц класса миллионов для числа: 125308453231.
  2. Оловянный сундук. Найдите, сколько денег (в тыс. рублей) в этом сундуке. Для этого в числе   12530845323     найдите число самых младших разрядных единиц класса единиц и число самых младших разрядных единиц класса миллионов. Затем найдите сумму этих чисел и справа припишите число, стоящее в разряде десятков миллионов.
  3. Медный сундук. Чтобы найти деньги этого сундука (в тыс. рублей), надо в числе 751305432198203 найти число самых младших разрядных единиц в классе триллионов и число самых младших единиц в классе миллиардов. Затем найти сумму этих чисел и справа приписать натуральные числа класса единиц этого числа в порядке их расположения.
  4. Серебряный сундук. Деньги этого сундука (в млн. рублей) покажет сумма двух чисел: числа самых младших разрядных единиц класса тысяч и средних разрядных единиц класса миллиардов для числа 481534185491502.
  5. Золотой сундук. Дано число 800123456789123456789. Если перемножить числа в самых старших разрядах всех классов этого числа, то получим деньги этого сундука в млн. рублей.

 

Блок 11. Установить соответствие

Повторите вопросы: запись натуральных чисел, представление натуральных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Каждому заданию в левой колонке подберите решение из правой колонки. Ответы записывайте в окна ответов в виде: 1а 2г 3б… Задания в двух таблицах блока.

 

Задание

 

Решение

1

Запишите цифрами число: пять миллионов двадцать пять тысяч

а

5025000000

2

Запишите цифрами число: пять миллиардов двадцать пять миллионов

б

77077777

3

Запишите цифрами число: пять триллионов двадцать пять

в

77777007

4

Запишите цифрами число: семьдесят семь миллионов семьдесят семь тысяч семьсот семьдесят семь

г

123456789000

5

Запишите цифрами число: семьдесят семь     триллионов семьсот семьдесят семь тысяч семь

д

3011000000

6

Запишите цифрами число: семьдесят семь миллионов семьсот семьдесят семь тысяч семь

е

3000000011

7

Запишите цифрами число: сто двадцать три миллиарда четыреста пятьдесят шесть миллионов семьсот восемьдесят девять тысяч

ж

123456789

8

Запишите цифрами число: сто двадцать три миллиона четыреста пятьдесят шесть тысяч семьсот восемьдесят девять

з

5025000

9

Запишите цифрами число: три миллиарда одиннадцать

и

77000000777007

10

Запишите цифрами число: три миллиарда одиннадцать миллионов

к

5000000000025

 

 

Блок 12. Фасетный тест

Название теста происходит от слов «фасеточный глаз насекомых». Это сложный глаз, состоящий из отдельных «глазков». Задания фасетного теста образуются из отдельных элементов, обозначенных цифрами. Обычно фасетные тесты содержат большое число заданий. Но в этом тесте задач всего четыре, но они составляются из большого числа элементов. Это сделано для того, чтобы научиться «собирать» задачи теста. Как составляются задачи, поясним на примере третьей задачи. Она составляется из элементов теста под номерами: 1, 4, 7, 11, 1, 5, 7, 9, 10, 16, 17, 22, 21, 25.

«Если» 1) из таблицы взять цифры (цифру);     4) 7;     7) поместить её в разряд;           11) миллиардов;     1) из таблицы взять цифру;     5) 8;     7) поместить её в разряды;     9) десятки миллионов;       10) сотни миллионов;       16) сотни тысяч;     17) десятки тысяч;         22) в разряды тысяч и сотен поместить цифры 9 и 6.     21) остальные разряды заполнить нулями;   «ТО»   26) получим число, равное времени (периоду) обращения планеты Плутон вокруг Солнца в секундах (с); «Это число равно»: 7880889600 с. В ответах оно обозначено буквой «в».

     Записывать большие числа поможет эта таблица.

 

 

Составьте число 

2

5

7

8

9

В таблице записаны цифры:

 Если

1) из таблицы взять цифру (цифры): 2) 4;     3) 5;     4) 7;     5) 8;     6) 9;

7) поместить эту цифру (цифры) в разряд (разряды);

     8) сотни квадриллионов и десятки квадриллионов;

     9) десятки миллионов;

   10) сотни миллионов;

   11) миллиардов;

   12) квинтиллионов;

   13) десятки квинтиллионов;

   14) сотни квинтиллионов;

   15) триллионов;

   16) сотен тысяч;

   17) десятки тысяч;

   18) заполнить ею (ими) класс (классы);

   19) квинтиллионов;

     20) миллиардов;

21) остальные разряды заполнить нулями;

22) в разряды тысяч и сотен поместить цифры 9 и 6;

 ТО

23) получим число, равное массе Земли в десятках тонн;

24) получим число, примерно равное объему Земли в куб.м;

25) получим число, равное расстоянию (в метрах) от Солнца до самой дальней планеты солнечной системы Плутона;

26) получим число, равное времени (периоду) обращения планеты Плутон вокруг Солнца в секундах (с);

Это число равно:

а) 5929000000000

б) 999990000000000000000

в) 7880889600

г) 598000000000000000000

 Решите задачи:

1, 3, 6, 5, 18, 19, 21, 23

1, 6, 7, 14, 13, 12, 8, 21, 24

1, 4, 7, 11, 1, 5, 7, 10, 9, 16, 17, 22, 21, 26

1, 3, 7, 15, 1, 6, 2, 6, 18, 20, 21, 25

  

Литература 

  1. Перельман Я. И. Занимательная арифметика. – М.: АО Столетие, 1994.
  2. Никольский С. М., Решетников Н. Н., Потапов М. К., Шевкин А. В. Арифметика. – М.: УНЦ довузовского обучения МГУ, 1996.
  3. Математический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Ю. В. Прохоров; Ред. кол.: С. И. Адян, Н. С. Бахвалов, В. И. Битюцков, А. П. Ершов, Л. Д. Кудрявцев, А. Л. Онищик, А. П. Юшкевич. – М.: Сов. энциклопедия, 1988.
  4. А.И. Архипова, В.В. Марченко. Технологический учебник по математике с электронным приложением (5 класс) // Школьные годы. – 2007. – № 6.
  5. А.И. Архипова, В.В. Марченко, Е.А. Пичкуренко. Технологический учебник по математике с электронным приложением. 5 класс (§2 и §3) // Школьные годы. – 2007. – № 10.
  6. Архипова А.И., Марченко В.В., Е.А. Пичкуренко. Технологический учебник по математике. 5 класс. § 4. Сравнение натуральных чисел. § 5. Округление натуральных чисел // Школьные годы. – 2007. – № 7.
  7. А.И. Архипова, В.В. Марченко, Е.А. Пичкуренко. Технологический учебник по математике. 5 класс // Школьные годы. – 2007. – № 11.