С.Б. Нужнова, А.И. Архипова, Р.И. Золотарёв

ТЕМА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ В УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛАХ   С  ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ФОРМ ЕГЭ

annot

В нашем Отечестве сложилась хорошая традиция масштабно отмечать важнейшие исторические события, сыгравшие исключительную роль в судьбе российских народов, например, военные победы России. Разумеется, эта традиция  находит отражение и в деятельности учреждений образования. Но, к сожалению, сопутствующие великим датам  мероприятия обычно отражаются в сфере воспитательной работы, недостаточно затрагивая учебный процесс. Поэтому подобная работа носит эпизодический характер. Если же некоторые факты из великих отечественных событий включить в содержание различных предметов, то задачи патриотического воспитания будут актуализироваться чаще, в том числе, и на уроках не только истории и литературы, но и   других предметов. Такой подход создаст условия, когда у подрастающего поколения не будет возникать стремление «переписать историю» своей Родины.

  Использование компьютерной поддержки преподавания школьных предметов позволит органично, ненавязчиво обращаться к вопросам, связанным с  Великими Победами России, например, включать  в некоторые тексты учебных материалов факты и сведения из военной истории. Покажем реализацию этой идеи на примере нескольких учебных предметов. При этом фактический материал отобран из истории Великой Отечественной войны, победа в которой отмечается в 2015-ом году. Кроме того, в некоторых примерах для создания компьютеризированных учебных материалов использованы те формы практических заданий, которые представлены в демонстрационных вариантах единого государственного экзамена 2015 года (http://www.alleng.ru/edu/ruslang2.htm).

Задания с использованием форм ЕГЭ. Битва за Днепр

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1) Битва за Днепр — ряд взаимосвязанных стратегических операций Великой Отечественной войны, проведённых во второй половине 1943 года на берегах Днепра.

(2) С обеих сторон в битве приняло участие до 4 млн человек, а её фронт растянулся на 750 километров. (3) Движимые желанием спасти державу и родную землю, наши доблестные воины оказали достойное сопротивление противнику. (4) В результатедальновидности командования в течение четырёхмесячной операции Левобережная Украина была почти полностью освобождена Красной Армией от нацистских захватчиков. (5) <…> операции значительные силы Красной Армии форсировали реку, создали несколько стратегических плацдармов на правом берегу реки и, в довершение, освободили город Киев. (6) Достоверный факт: битва за Днепр стала одним из крупнейших сражений в мировой военной истории.

Задание 1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Битва за Днепр стала переломным сражением Великой Отечественной войны.

2) В результате сражения за Днепр была освобождена Левобережная Украина.

3) Битва за  Днепр – ряд взаимосвязанных широкомасштабных операций, одно из крупнейших сражений в мировой военной истории.

4) Фронт битвы за Днепр растянулся на 750 километров, а в сражениях приняли участие 4 миллиона человек с обеих сторон.

5) В мировую историю битва за  Днепр вошла как одно из крупнейших сражений, объединивших мощные тактические операции.

Ответ: ___________________________.

  Задание 2.  Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в пятом (5) предложении текста? Выпишите это слово.

в ходе

из-за

для

после

Ответ: ___________________________.

 

   Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЕРАЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в ПЕРВОМ (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Операция, -и, ж.

  1. Арифметическое или логическое действие.

 2. Специальный способ записи некоторых действий.

3. Комплекс воздействий на органы человека или животного, проводимых врачом с целью лечения или диагностики.

 4. Ряд стратегических военных действий, подчиненных единому плану.

 5. Совокупность комплексных операций, направленных на решение технологической задачи.

 Ответ: ___________________________.

 

Задание 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 девЯтеро

допризЫвник

дОнизу

далЕче

Ответ: ___________________________.

 

   Задание 5.  В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав

к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Гитлер требовал, чтобы солдаты ВЕРМАХТА защищали позиции на Днепре любой ценой.

Приказ соорудить КОМПЛЕКТ оборонных сооружений у Днепра, известный как «Восточный вал», был отдан немецкой ставкой 11 августа 1943 года и начал приводиться в исполнение незамедлительно.

Антигуманный приказ о тактике «выжженной земли» ПРИВОДИЛСЯ в исполнение неукоснительно, сопровождаясь массовым истреблением мирного населения.

Однако к началу сентября в полосе наступления Центрального фронта советские войска рассекли немецкий фронт и в образовавшуюся брешь УСТРЕМИЛИСЬ к Днепру. 

С целью ослабления сопротивления на правом берегу Днепра, советское командование решило ВЫСАДИТЬ на правый берег парашютный десант.

Ответ: ___________________________.

 

 Задание 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

двухсотый наряд

их дезертир

доказательный довод

спрятанные детонатора

дубликаты удостоверений

Ответ: ___________________________

 

 Задание 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

А) Получив приказ о наступлении, Днепр был

форсирован советскими войсками.

Б) Все, кто изучает историю Великой Отечественной войны,

знает о битве за Днепр как о грандиозном сражении.

В) Русский писатель Юрий Бондарев, описанный в 

повести «Батальоны просят огня» сражение за Днепр,

сам служил артиллерийским офицером в

годы Отечественной войны.

Г) Благодаря мастерства режиссёров Чеботарёва

и Боголюбова и таланту актёров, фильм

«Батальоны просят огня», снятый по одноимённой повести

Ю. Бондарева, передаёт

реальную атмосферу битвы за Днепр.

Д) Ю. Бондарев в повести «Батальонах просят огня»

показал истинный патриотизм и человечность в

антигуманных условиях  войны.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление

падежной формы существительного

 с предлогом

2) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении

предложения с

несогласованным

приложением

4) ошибка в построении

предложения с однородными

членами

5) неправильное построение

предложения с деепричастным

оборотом

6) нарушение в построении

предложения с причастным

оборотом

7) неправильное построение

предложения с косвенной

речью

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Интерактивные версии приведённых выше заданий составляют единый комплект, размещённый в папке «ЕГЭ-русский» с запускающим файлом index.html. Каждое из заданий оформлено на одной веб-странице и снабжено инструментом оперативной проверки. Переходы между заданиями происходят в помощью кнопки «Далее». В данном случае оптимальной формой проверки может быть использование активных окон, в которые ученик записывает ответы с помощью клавиатуры. Ниже приведены иллюстрации к интерактивной версии комплекса заданий.

 1

 2

 3

4

5

6