Содержание дисциплины "Информационные системы и технологии во внешнеэкономической деятельности"

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «Информационные системы и технологии во внешнеэкономической деятельности» являются формирование компетенций, направленных на приобретение:

- профессионального понимания проблем информационных систем и технологий во внешнеэкономической деятельности;

-  овладения индикативным аппаратом и инструментарием информационных систем и технологий во внешнеэкономической деятельности;

-  понимания закономерностей информационных систем и технологий во внешнеэкономической деятельности;

-  понимания и овладения методологией построения и разработки информационных систем и технологий внешнеэкономической деятельности.

Задачи дисциплины:

1. Дать представление об основных определениях дисциплины «Информационные системы и технологии во внешнеэкономической деятельности».

2. Рассмотреть методы и математические модели, используемые в современных эконометрических исследованиях.

3. В рамках изучения дисциплины рассмотреть вопросы эффективного использования информационных технологий во внешнеэкономической деятельности.

4. Рассмотреть методы и технологии работы с интегрированными программными пакетами, обеспечивающими решение эконометрических задач на ПЭВМ (SPSS и другими).

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

«Информационные системы и технологии во внешнеэкономической деятельности» логически увязана с такими основными базовыми курсами как «Программные средства офисного назначения», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Методы оптимальных решений». «Информационные системы и технологии во внешнеэкономической деятельности» выступает основной по отношению к обязательным курсам «Международные лизинговые операции», «Внешнеторговые транспортные операции», «»Международные экономические организации в глобальной экономике». Для дисциплин по выбору «Информационные системы и технологии во внешнеэкономической деятельности» выступает основной по отношению к дисциплине «Электронная коммерция».

Для освоения дисциплины студент должен обладать:

1. базовыми входными знаниями в области:

- основ линейной алгебры;

- основ математического анализа;

- основ теории вероятностей и математической статистики;

- программных средств офисного назначения;

2. умениями в области:

- работы с программами офисного назначения;

- использования правовых и технических средств защиты информации.

Слушатель должен быть готов использовать знания, полученные в рамках дисциплины «Информационные системы и технологии во внешнеэкономической деятельности» в своей практической и научно-теоретической деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурныx компетенций (ОК):

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

б) профессиональных компетенций:

способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность

способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

В результате изучения дисциплины ”Информационные системы и технологии во внешнеэкономической деятельности” студент должен:

1) знать:

- основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих

профессиональных журналах по проблемам макро-, микроэкономики, эконометрики;

- современные методы эконометрического анализа;

- современные программные продукты, необходимые для решения внешнеэкономических задач;

- общие методы обработки и анализа статистических данных, включая методы высшей

математики, теории вероятностей и эконометрики;

- основные методы, обеспечивающие решение трендовых кусочно-линейных моделей;

- методы решения оптимизационных экономических задач, с использованием компьютерных технологий, возникающих в процессе внешнеэкономической деятельности;

- методы и технологии работы с табличным процессором "Excel" и другими программными пакетами, обеспечивающими автоматизированное решение внешнеэкономических задач.

2) уметь:

- применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач;

- использовать современное программное обеспечение для решения экономико-статистических задач, возникающих в процессе реализации внешнеэкономической деятельности;

- использовать для решения внешнеэкономических задач современные информационные технологии;

- использовать для принятия обоснованных управленческих решений экспертные информационные системы.

3) владеть:

- навыками работы с информационными технологиям, применяемыми во внешнеэкономической деятельности;

- современной методикой построения информационных систем внешнеэкономической деятельности;

- проведения системного анализа при работе с различными видами исходных внешнеэкономических данных;

- самостоятельной работы с имеющимися средствами вычислительной техники,

информационными системами и технологиями при решении внешнеэкономических задач;

- использования полученных теоретических и практических знаний в основных сферах управленческой, научной и педагогической деятельности экономической направленности.

Содержание разделов и тем дисциплин

 

№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

1

2

3

 

 

 

Тема 1. Понятие информационных систем и технологий во внешнеэкономической деятельности

Предмет и задачи дисциплины. История возникновения информационных систем и технологий внешнеэкономической деятельности. Современные подходы к значению информационных систем и технологий внешнеэкономической деятельности.

 

Тема 2. Задачи информационных систем и технологий во внешнеэкономической деятельности.                                                                            

Понятие информации, информационных систем и информационных технологий и их свойства. Функции информации во внешнеэкономической деятельности. Исследования информационных систем и технологий внешнеэкономической деятельности за рубежом и в России. Понятие данных и единицы измерения информации.

 

 

 

Тема 3. Технологии обработки документов

Текстовая информация. Модель документа. Языки разметки документов. Технологии XML. Текстовые редакторы. Работа с электронными таблицами.

 

Тема 4. Сетевые информационные технологии Internet

Основные понятия сетевых информационных технологий Internet. Технологии Internet. Прикладные протоколы коммуникации Internet. Распределенные файловые системы Internet.

 

Тема 5.

Технологии распределенной обработки информации

Распределенные базы данных. Клиент-серверные архитектуры распределенной обработки данных. Архитектура сервера баз данных. Схемы размещения и доступа к данным в распределенным БД. Объектно-ориентированные технологии распределенной обработки

 

Тема 6.

Файловые системы и базы данных

Файловые системы. Базы данных и СУБД. Физическая организация данных в системах управления данными. Анализ информации и хранилища данных.

 

Тема 7.

Интеллектуа-

льные информационные системы во внешнеэкономи-ческой деятельности

Основные понятия и определения теории интеллектуальных информационных систем. Классификация интеллектуальных информационных систем. Методы построения знания. Классификация методов представления знаний. Этапы проектирования экспертных систем.

Основные построения и использование механизмов логического вывода. Понятие о механизме логического вывода в диагностических системах.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

Федеральные законы и другие нормативно-правовые акты

Рабочая учебная программа дисциплины разработана на основании требования следующих документов:

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;

- Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)»;

- Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2011г. №184;

- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 008100.62 «Экономика» по профилю «Мировая экономика» (квалификация (степень) – бакалавр).

Основная литература

  1. Балдин К.В. Информационные системы в экономике: Учебник / К.В. Балдин, В.Б. Уткин. – 6-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 395 с
  2. Гаврилов М.В. ,Климов В.А. Информатика и информационные технологии / Юрайт, Москва, 2013г. 356 с.
  3. Николаева И.В. Прикладное программное обеспечение. Учебное пособие. / И.В. Николаева. – Краснодар: Краснодарский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный торгово-экономический университет», 2011. – 123 с.

Дополнительная литература

  1. Фешина Е.В. Информационные технологии управления / Просвещение, Москва, 2014г. 60 с.
  2. Киселев Г.М. и др. Информационные технологии в экономике и управлении / ИД "Дашков и К", Москва, 2013г. 272 с.

Электронные издания:

1. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы: Учебник / В.А. Гвоздева. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 544 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0449-7, 1500 экз.

2. Информационные технологии и системы: Учеб. пособие / Е.Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 352 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0376-6, 500 экз.

3. Киселев, Г. М. Информационные технологии в экономике и управлении (эффективная работа в MS Office 2007) [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова, В. И. Сафонов. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2013. - 272 с. - ISBN 978-5-394-01755-1.

4. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие / Е.Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2012. - 368 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0349-0, 1000 экз.

5. Информационные технологии в коммерции: Учебное пособие / Л.П. Гаврилов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 238 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-004100-1, 500 экз.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

На современном этапе образования, в условиях стремительного расширения информационного поля и появления новых информационных технологий, помимо традиционных форм учебного процесса, включающего в себя лекции, практические занятия, индивидуальные консультации и т. д., возникают новые формы учебной деятельности по организации образовательного процесса. Речь идет об активном использовании информационного ресурса в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, обеспечивающая доступ к информации при помощи Интернета. Используя Интернет-ресурсы, у студента появляются новые возможности в своем саморазвитии, в самостоятельном изучении и повторении пройденных тем, а также в самоконтроле своих знаний.

Данные тематические ссылки помогут студенту получить дополнительную информацию по изучаемым темам, а также самостоятельно разобраться с теми темами, которые вызывают у него затруднения в процессе учебы, воспользовавшись образовательными сайтами.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для проведения практических занятий используется как традиционные так и интерактивные технологии обучения. Для реализации интерактивных технологий по теме «Сетевые информационные технологии Internet» применяется методика деловой игры, для других интерактивных занятий – метод мозгового штурма.

Цели проведения интерактивных занятий:

- Проверка качества усвоенных знаний.

- Формирование навыков самостоятельного принятия решений с использованием линейных моделей множественной регрессии.

- Формирование навыков работы в команде.

- Повышение уровня мышления, культуры и развитие речевых умений.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "Информационные системы и технологии во внешнеэкономической деятельности"

Оценочные средства входного контроля

Учебным планом не предусмотрен.

 Оценочные средства текущего контроля

 

Текущий контроль проводиться для промежуточной оценки знаний, полученных студентами в семестре, всего проводиться один текущий контроль за семестр. Задания, рекомендуемые для текущего контроля, должны быть подобранны таким образом, чтобы проверить усвоенный алгоритм или правило, либо метод решения.

Варианты заданий проведения текущего контроля должны быть представлены в учебно-методическом комплексе по дисциплине.

 Оценочные средства для текущего контроля

Опрос по теме 1.1

Цель:

-     формирование понятий информационных систем и технологий во внешнеэкономической деятельности.

         Задачи:

-         выработка навыков создания и обработки списков в таблицах MSExcel;

-        выработка навыков создания и использования в документах MSExcel сводных таблиц.

 

Вопросы для собеседования:

-        Понятие информационной системы

-        Понятие информационных технологий

-        Типы информационных систем во внешнеэкономической деятельности

-        Характеристика информационных систем во внешнеэкономической деятельности

-        Технологии обработки документов с использованием информационных систем.

-        Функции информации во внешнеэкономической деятельности.

-        Исследования информационных систем и технологий внешнеэкономической деятельности за рубежом и в России.

-        Понятие данных и единицы измерения информации.

-        Текстовая информация.

Учебные задачи  по теме 1.2

Цель:

-          формирование знаний в понимании и задачи информационных систем и технологий во внешнеэкономической деятельности.

Задачи:

-              выработка навыков формализации задач, относящихся к информационным системам и технологиям во внешнеэкономической деятельности;

-              выработка навыков использования MSExcelпри решении задач.

 

Учебные задания, выполняемые на занятии:

  1. Постановка и анализ задачи.
  2. Решение задачи в MSExcel.

Контрольная работа  по теме 2.3

Цель:

-              формирование знаний в использовании технологий обработки документов.

Задачи:

-              выработка навыков работы с текстовыми редакторами и электронными таблицами;

-              выработка навыков работы с языками разметки документов;

-              выработка навыков работы с технологией XML;

Учебные задания, выполняемые на занятии:

  1. Выдача и уяснение учебных заданий.
  2. Выполнение индивидуальных заданий.
  3. Защита работы.

Учебные задачи по теме 2.4

 

Цель:

-              формирование навыков работы в сети Интернет.

Задачи:

-              выработка навыков подключения к сети Интернет;

-              выработка навыков использования инструментов поисковых систем.

Учебные задания, выполняемые на занятии:

  1. Подключение к сети Интернет с использованием служб Windows.
  2. Изучение раздела Помощь на сайтах поисковых систем.
  3. Поиск ресурсов в Интернет.
  4. Сравнительный анализ поисковых систем.

Учебные задачи по теме 2.5

 

Цель:

-              формирование знаний в использовании распределенных баз данных.

Задачи:

-              выработка навыков создания клиент-серверных БД, состоящей из нескольких таблиц;

-              выработка навыков размещения и предоставления доступа к сетевым БД.

 

Учебные задания, выполняемые на занятии:

  1. Создание и заполнение таблиц клиент-серверных БД.
  2. Подключение и работа с БД через клиентский приложения.

Учебные задачи по теме 3.6

Цель:

-              формирование знаний о файловых системах, базах данных и СУБД.

Задачи:

-              выработка навыков работы с файловой системой в Windows;

-              выработка навыков работы с БД MSAccess.

Учебные задания, выполняемые на занятии:

  1. Создание, копирование и перемещение файлов в Windows.
  2. Создание таблиц и форм в MSAccess.
  3. Создание запросов в MSAccess.
  4. Создание отчетов вMSAccess.

Контрольная работа по теме 3.7

Цель:

-формирование знаний в использовании интеллектуальных информационных систем.

Задачи:

-       выработка навыков методов построения знаний;

-       выработка навыков основн построения и использование механизмов логического вывода.

Учебные задания, выполняемые на занятии:

  1. Выдача и уяснение учебных заданий.
  2. Выполнение индивидуальных заданий.
  3. Защита работы.

Оценочные средства для самоконтроля обучающихся.

  

Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью процесса подготовки. Под самостоятельной работой понимается часть учебной планируемой работы, которая выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа направлена на усвоение системы научных и профессиональных знаний, формирование умений и навыков, приобретение опыта самостоятельной творческой деятельности. СРС помогает формировать культуру мышления студентов, расширять познавательную деятельность.

Примерная тематика самостоятельной работы.

1) Функции информации во внешнеэкономической деятельности.

2) Исследования информационных систем и технологий внешнеэкономической деятельности за рубежом и в России.

3) Понятие данных и единицы измерения информации.

4) Текстовая информация.

5) Модель документа.

6) Языки разметки документов.

7) Технологии XML.

8) Текстовые редакторы.

9) Работа с электронными таблицами.

10) Обработка аудиоинформации. Форматы записи-воспроизведения аудиосигналов.

11) Технологии статистических изображений.

12) Программные средства обработки.

13) Цифровое видео

14) Трехмерная компьютерная графика.

15) Основные понятия сетевых информационных технологий Internet.

16) Технологии Internet.

17) Прикладные протоколы коммуникации Internet.

18) Распределенные файловые системы Internet.

19) Файловые системы.

20) Базы данных и СУБД.

21) Физическая организация данных в системах управления данными.

22) Анализ информации и хранилища данных.

Оценочные средства для промежуточной аттестации.

В форме зачета:

1. Предмет и задачи дисциплины.

2. История возникновения информационных систем и технологий внешнеэкономической деятельности.

3. Современные подходы к значению информационных систем и технологий внешнеэкономической деятельности.

4.Понятие информации, информационных систем и информационных технологий и их свойства.

5. Функции информации во внешнеэкономической деятельности.

6. Исследования информационных систем и технологий внешнеэкономической деятельности за рубежом и в России.

7. Понятие данных и единицы измерения информации.

8. Текстовая информация.

9. Модель документа.

10. Языки разметки документов.

11. Технологии XML.

12. Текстовые редакторы.

13. Работа с электронными таблицами.

14. Обработка аудиоинформации. Форматы записи-воспроизведения аудиосигналов.

15. Технологии статистических изображений.

16. Программные средства обработки.

17. Цифровое видео

18. Трехмерная компьютерная графика.

19. Основные понятия сетевых информационных технологий Internet.

20. Технологии Internet.

21. Прикладные протоколы коммуникации Internet.

22. Распределенные файловые системы Internet.

23. Файловые системы.

24. Базы данных и СУБД.

25.Физическая организация данных в системах управления данными. Анализ информации и хранилища данных.

26. Основные понятия и определения теории интеллектуальных информационных систем.

27. Классификация интеллектуальных информационных систем.

28. Методы построения знания.

29. Классификация методов представления знаний.

30. Этапы проектирования экспертных систем.

31. Основные построения и использование механизмов логического вывода.

32.Понятие о механизме логического вывода в диагностических системах байесовского типа.