Архипова Алевтина

3

А.И. Архипова, Р.И. Золотарёв

 

 

Компьютерная учебная игра «Семь шагов к свободе» размещена на CD-диске журнала «Школьные годы», № 42. Подписной индекс журнала в каталоге СМИ «Газеты. Журналы» 47223.

 

Аннотация

      Демонстрируется возможность применения технологий инновационной компьютерной дидактики в процессе обсуждения учащимися и студентами колледжей социологических понятий (на примере понятия «свобода»). Приведены описания использованных учебных web-технологий, объединённых компьютерной учебной игрой «Семь шагов к свободе». Интерактивная версия игры приведена в электронном приложении к этому номеру журнала.

 

      О свободе мечтают все. К свободе стремятся все – народы и государства, люди и представители животного мира. О свободе написано много трудов, философских, исторических, поэтических. Свобода – одна из главных тем в искусстве, художественном, музыкальном, театральном. Положительный герой в литературе всегда внутренне свободный человек. Неслучайно, самое тяжёлое наказание – лишение или ограничение свободы. Это вечная тема, и она никогда не будет полностью раскрыта и исчерпана. Настало время и компьютеру «приобщиться» к этой теме, используя свои специфические средства представления информации.

     В статье педагога Т.В. Булавлевой тема свободы раскрывается через призму толерантности как важной характеристики свободного человека. В предложенном мероприятии использованы традиционные приёмы обсуждения темы, в том числе игровые. Но так как наш журнал обеспечивает компьютерную поддержку образовательной деятельности, то мы посчитали, что необходимо и для этой темы предложить некоторые технологии инновационной компьютерной дидактики, которые исполнены на основе программной среды HTML. При этом мы не ставили цель – дать целостное представление ключевого понятия (да это и невозможно вследствие его глобального характера). Наша цель была скромной – показать, как можно использовать учебные web-технологии для раскрытия некоторых сторон важнейших социологических понятий при условии активного участия обучающихся в их освоении.

     Все web-технологии объединены общим сюжетом – учебной компьютерной игрой «Семь шагов к свободе» (имеются в виду «шаги» в раскрытии некоторых сторон понятия «свобода»). При этом предлагается пройти эти шаги с целью покорения горной вершины под названием Пик Свободы. Достигнув этой вершины, участники игры должны выполнить итоговый компьютерный тест и выяснить, насколько они приблизились к состоянию внутренне свободного человека. Указанные «шаги» − задания не образуют определённую логическую последовательность, поэтому их можно прорабатывать путём свободного выбора. Приведём краткие описания структуры игры и заданий на пути к Свободе.

     На титульном кадре изображена знаменитая картина французского художника Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ». Здесь же есть ссылка, открывающая текст об этой картине.

1

     Делакруа создал картину по мотивам июльской революции1830 года, положившей конец монархии французских королей Бурбонов.

 2

 

     Нажав на кнопку «Приступить», переходим на игровое поле с изображением горного пейзажа и траектории перемещения к вершине. На ней семь привалов, на которых надо выполнить задания. Привалы имеют названия: «Философия свободы», «Психология свободы», «Свобода в поэзии», «Свобода или рабство», «Формула свободы», «Поле свободы», «Кто же свободен?». Содержание предлагаемых заданий соответствуют их названиям. Ниже приведены задания и особенности интерактивных технологий для их выполнения.

 

Философия свободы

     В интерактивной web-технологии предлагается прочитать текст о трактовке понятия «свобода» философами разных эпох, а затем перейти на следующую страницу и ответить на вопросы. Ответы надо записывать в активные окна с помощью клавиатуры, а программа сообщает результат «Верно» или «Неверно». (Ответы приводим для учителя. Свобода человека в его судьбе. Свобода вероисповедания. Свобода как условие развития человека. Политическая свобода. Творческая свобода. Индивидуальная свобода. С ответственностью перед обществом.)

 Текст

1. В понятие «свобода» философы разных эпох вкладывали различный смысл. Об этом пишет английский философ Милль Джон Стюарт в научном труде «О свободе». Так в древней философии Сократа и Платона речь идет, прежде всего, о свободе человека в его жизненных обстоятельствах – судьбе.

2. В средние века подразумевалась свобода от греха, причем возникал разлад между свободой человека и религиозными нормами, ограничивающими её. В эпоху Ренессанса (Возрождения) и последующее время под свободой понимали возможность всестороннего развитие человеческой личности в направлении совершенствования её положительных качеств.

3. Как в древние времена, так и в эпоху средневековья в философских трудах большое внимание уделялось борьбе между свободой и властью. Под свободой понимали охрану людей от тирании политических правителей. Считалось, что интересы правителей противоположны интересам управляемых. В те времена власть обычно принадлежала одному лицу, получившему её по наследству или путём завоеваний. Но с течением времени люди поняли, что власть   не должна быть   независимой от общества. Правители государства стали избираться населением и сменяться по его усмотрению, поскольку только этим путем и можно предохранить людей от злоупотреблений власти. Появилось понятие политической свободы.

4. В истории развития человечества понятие свободы от препятствий (принуждения, причинности, обстоятельств) постепенно вытесняет творческая свобода. С этой свободой неразрывно связана свобода говорить и писать. Эти два вида свободы в значительной степени входят в политическую нравственность во всех странах, для которых характерны веротерпимость и в которых существуют свободные учреждения.

5. Но в жизни каждого человека есть такая сфера, которая не имеет отношения к интересам общества. Это та сторона человеческой жизни, которая касается только самого индивидуума, сфера индивидуальной свободы. Швейцарский философ Бенжамен Констан (1767-1830) об этом писал: «Это право каждого подчиняться одним только законам, не быть подвергнутым ни дурному обращению, ни аресту, ни заключению, ни смертной казни вследствие произвола одного или нескольких индивидов. Это право каждого высказывать свое мнение, выбирать себе дело и заниматься им; распоряжаться своей собственностью, даже злоупотребляя ею; не испрашивать разрешения для своих передвижений и не отчитываться ни перед кем в мотивах своих поступков».

6. «Всякое принуждение, прямое или косвенное, посредством преследования или кары, может быть оправдано только как необходимое средство, чтобы оградить других людей от вредных действий индивидуума» (Милль Джон Стюарт). Следовательно, индивидуальная свобода предполагает ответственность каждого за поступки, приносящие вред другим.

         Итак, философы различают: свободу человека в его судьбе, свободу вероисповедания, свободу как условие развития человека, политическую свободу, творческую свободу, индивидуальную свободу, свободу как ответственность перед обществом.

  4.filos

Психология свободы

   5 psihol

1. Человек непрерывно чувствует неуверенность в своей безопасности, обделённость вниманием, испытывает потребность в уважении и признании со стороны окружающих, живёт в  сознании, что ему чего-то недодали в жизни.

2. Человек не хозяин своей судьбы, часто испытывает стрессы и стремится выйти из этого состояния за счёт других людей, ситуаций, материальных средств.

3. Человек стремится к развитию, он чувствует постоянное напряжение,   но не стремится избавиться от него, так как оно необходимо для них как средство достижения определённой цели.

4. Человек удовлетворил свои основные потребности в безопасности, сопричастности, любви, уважении. Теперь он руководствуется высшими потребностями, стремится реализовать свои таланты и способности, или исполнить свою миссию, своё призвание.

5. Человек принимает себя, других и окружающую действительность такими, какие они есть на самом деле. Это не означает, что он примирился окончательно с действительностью, но у него  отсутствуют иллюзии относительно её.

6. В отношении к действительности человек руководствуется не коллективными представлениями, а научными или   здравым смыслом.

7. У человека отсутствует комплекс неполноценности, боязнь показаться смешным, нетактичным, невеждой. Он прост и доверяет  жизни.

8. У человека развита способность сосредоточиваться на проблеме, ему свойственно упрямство, упорство, общительность.

9. Человеку свойственно стремление к уединению, но он не боится одиночества. Оно ему даже необходимо для диалога с самим собой, что помогает его внутренней жизни.

10. Человек ощущает себя частью группы, семьи, общества в целом. Регуляторами его поведения являются мнения окружающих,  их взгляды,  их одобрение.

11. Человек испытывает чувство единства со всем родом человеческим, считая, что неповторимость и несхожесть людей есть основание для дружественных отношений, а не для их вражды.

12. Человек ощущает зависимость от других личностей, у него есть потребность в одобрении, похвале. Он завистлив и умеет приспосабливаться к другим людям, их  пристрастиям.

13. Человек не нуждается в авторитетах и кумирах, не стремится властвовать над другими, навязывать им свои мнения. У него нет начальства даже при скромной должности. Он умеет устраиваться везде так, чтобы не иметь над собой контролёров.

14. Человек имеет творческие способности, но считает окружающих людей серыми, незаметными, незначительными.

15. Человек имеет способности, но не признаёт, что среди окружающих есть более талантливые люди. Он их игнорирует и старается обойти на карьерной «лестнице».

16. Человек имеет высокое мнение об окружающих. Он верит в людей, в человечество, в его лучшее будущее, хотя и не  формулирует это на словах.

17. У человека всегда негативный настрой в жизни, в окружающих он видит недоброжелателей, он чувствует страх перед будущим, всегда ожидает худшее развитие событий.

 

Свобода в поэзии

      Наиболее ярко тема свободы отразилась в творчестве великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Тема свободы – одна из важнейших тем в его лирике Пушкина. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, основа дружбы, условие творчества. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

     Задание. Прочитайте отрывки из произведений А.С. Пушкина, затем на следующей веб-странице в выпадающем списке по отдельным словам определите эти произведения.

   6

  7

 

Свобода или рабство

            Всегда ли свободен человек, достигший значимых для него жизненных целей, например, славы или материального благополучия? Большинство таких людей, конечно, считают себя свободными. Так ли это? Ознакомьтесь с ответами на поставленный вопрос, которые дают философ Иван Ильин и психологи Дмитрий   Семеник и Наталья Лисогорова.

    8

       Задание. В компьютерную программу «Словарь знаний» мы поместили высказывания философа Ивана Ильин и психологов Дмитрия   Семеник и Натальи Лисогоровой. Эти тексты появляются при нажатии на кнопку внизу кадра. Сверху на экране размещены ключаевые слова для каждого из высказываний. Прочитав текст, подберите соответствующее его смыслу ключевое слово, нажмите на него и переместите в рамку. В конце программа укажет ошибки. (Для учителя приводим тексты и ответы.)

1. «Видите ли, когда я наблюдаю современную жизнь, то мне часто кажется, что люди придают чрезмерное значение всякому имуществу и богатству, как будто большое состояние равносильно большому счастью. А это совсем неверно. Кто так думает и чувствует, тот, наверное, проживет несчастливую жизнь». И. Ильин   (Ключевое слово. Несчастливая жизнь)

2. «Есть особое искусство владеть вещами; и в нем секрет земного счастья. Тут главное в том, чтобы не зависеть от своего имущества, не присягать ему. Имущество должно служить нам и повиноваться. Оно не смеет забирать верх и господствовать над нами». И. Ильин   (Ключевое слово. Искусство владеть вещами)

3. «Вот самое важное: человек должен быть свободен; да не только от гнета людей, но и от гнета имущества. Какая же это свобода: от людей независим, а имуществу своему раб? Свободный человек должен быть свободным и в богатстве». И. Ильин   (Ключевое слово. Свобода от гнёта имущества)

4. «Кто боится за свое богатство, тот трепещет перед ним: как бы оно не ушло от него, как бы оно не повергло его в бедность. Тогда имущество, как ночной упырь, начнет высасывать человека, унижать его, и все-таки однажды, хотя бы в час смерти, покинет его навсегда...» И. Ильин   (Ключевое слово. Боязнь за своё богатство)

5. «Дело не в том, чтобы отменить или запретить всякое имущество; это было бы глупо, противоестественно и вредно. Дело в том, чтобы, не отменяя имущество, победить его и стать свободным. Эта свобода не может прийти от других людей; ее нужно взять самому, освободить свою душу. Если мне легко думать о своем имуществе, то я свободен». И. Ильин   (Ключевое слово. Победить имущество)

6. «И главное, никогда не трепетать за свое имущество: «Бог дал. Бог и взял, да будет благословенна воля Его». Кто трясется за свое богатство, тот унижается, теряет свое достоинство, а низкому человеку с низкими мыслями лучше вообще не иметь богатства...». И. Ильин   (Ключевое слово. Потеря достоинства)

7. «Очень многие воспользовались свободой себе во вред. Психиатры наблюдают катастрофический рост числа зависимых людей. Зависимости от алкоголя, от наркотиков, от табака, от компьютерных игр, от азартных игр, от Интернета». Д. Семеник (Ключевое слово. Разные зависимости)

8. «Есть еще и разные страсти: к обогащению, к красивой одежде, к славе, к власти. Все эти страсти – это тоже зависимости, только менее выраженные, но и они ограничивают реальную свободу человека, диктуя ему различные ограничения». Д. Семеник (Ключевое слово. Страсти – это ограничения)

9. «Человек, пристрастный к деньгам, богат он или беден, свободным быть не может. Он страдает не только от недостатка денег. Он страдает от самой возможности потерять деньги и ограничивает свою свободу, чтобы их сохранить». Д. Семеник (Ключевое слово. Страсть к деньгам)

10. «Свободен ли тот, кто болен страстью тщеславия? Нет. Тщеславному не позволено испытать радости от доброго дела. Он делает все только ради тщеславия, а тщеславие и добро несовместимы. Тщеславный не свободен от страхов. Он обязан делать все так, чтобы нравиться другим». Д. Семеник (Ключевое слово. Страсть тщеславия)

11. «Многие бренды выбирают «свободу» первым пунктом своей рекламной кампании. Конечно, все хотят быть свободными, но как возможно это, пока мы добровольно сдаемся в плен модным тенденциям? Где они, люди, которые одевают то, в чем удобно и тепло, которые слушают то, что оставляет светлый след в душе, и жизнь свою посвящают тому, что того по-настоящему стоит?»Н. Лисогорова (Ключевое слово. Плен модных тенденций)

12. «Мода смеется над нами и лепит из пластилина наши лица. Она изменчива и жестока, и с каждым днем, когда у нее меняется настроение, она диктует новые условия. А мы снова послушно становимся перед ней на колени, боясь стать изгоями». Н. Лисогорова (Ключевое слово. На коленях перед модой)

13. «Особо серьезные утраты разумов начались в начале 90-х. Это десятилетие прошло под ярким знаменем гранжевой субкультуры. Молодежь мучилась летом в ботинках «Dr. Martens» и бросала вызов социуму телами, изрядно пораженными пирсингом и татуировками». Н. Лисогорова (Ключевое слово. Модное рабство – утрата разума)

14. «Для всех без исключения журналов обязательной стала рубрика «мода», где они ведут междоусобные войны по достижению самого невероятного образа, понимание которого человеку с устойчивой психикой редко бывает доступным». Н. Лисогорова (Ключевое слово. Война за модный образ)

15. «Если вы никогда не бежали вслед за автобусом на высоких каблуках, не терпели пытку при "выщипывании" бровей, не скупали глянцевые журналы в тщетной попытке выглядеть так же, как красавица Маша из параллельной группы, то вам или своевременно ввели нужную вакцину, или вы мужчина». Н. Лисогорова (Ключевое слово. Вакцина от модного рабства)

 Формула свободы

Свобода как юридическое понятие. В юридической практике передовых стран в настоящее время в содержание понятия личной свободы входят: во-первых, все виды свободы, касающиеся материальных интересов человека; к ним относятся

− свобода от произвольных обысков и арестов;

− свобода передвижения без получения разрешения со стороны начальства и других управленческих структур как в пределах территории определенного государства, так и вне его;

− свобода выбора подданства (но здесь могут быть определённые ограничения со стороны выбранного государства) и право отказываться от него внутри своего государства;

− свобода иметь личную собственность;

− свобода торговли, труда и промышленности;

во-вторых, все виды свободы, касающиеся моральных интересов человека;

к ним относятся

− свобода совести;

− свобода собраний;

− свобода слова и печати;

− свобода собраний, союзов и ассоциаций;

− свобода обучения;

− тайна почтовой корреспонденции.

 

Интерактивная технология «Формула свободы»

     Освоение содержания личной (индивидуальной свободы) – это пятый шаг на пути к Пику Свободы. Здесь предлагается выполнить интерактивную технологию «Формула свободы». Она разработана на основе программы «Формула знаний», в которой использованы символы и термины алгебры логики. Но в данном случае мы упростили правила составления «формул свободы», учитывая, что преподаватели гуманитарных предметов не знакомы с этим разделом информатики. Цель технологии – показать ученикам и студентам, как из отдельных выражений и высказываний составляются составные высказывания посредством логических связок. При этом мы упростили эту процедуру, опустив символьное изображение логических операций.

     Технология состоит их нескольких частей. В первой части размещены отдельные выражения и высказывания, из которых можно составить составное высказывание, отражающее какую-либо сторону понятия «личная свобода». Эти выражения обозначены буквами английского алфавита, если нажать на какую-либо букву соответствующие слова появляются на рабочей области программы. Таким образом, можно из отдельных высказываний и слов собирать более полное предложение о личной свободе.

     Отдельные словесные выражения могут размещаться на рабочей области подряд, одно за другим, но могут объединяться и связками – «и», «или», «если, то», «тогда, когда», «не», «только» и др. (Это вторая часть технологии) Буквенные обозначения выражений и связки входят в формулы свободы. По этим формулам и надо составлять определения свободы, которые могут быть полными, неполными (но верными), истинными или ложными. Это результат отмечается в третьей части технологии, т.е. в таблице, где приведены формулы свободы и окна для ввода ответа. Если формула верна, проставляется символ «1», если ложна – символ «0». Приведём пример. Даны словесные выражения: а) В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПЕРЕДОВЫХ СТРАН

b) ВХОДЯТ В ПОНЯТИЕ ЛИЧНОЙ СВОБОДЫ

d) СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

m) ЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Для них составлена формула свободы: a не bd и m. По этой формуле получаем составное высказывание. В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПЕРЕДОВЫХ СТРАН не ВХОДЯТ В ПОНЯТИЕ ЛИЧНОЙ СВОБОДЫ СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ и ЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. Полученное высказывание ложно, поэтому в окно ответа проставляем «0».

На рисунке приведены изображения веб-страниц технологии «Формула свободы».

   9

 

                                                                          

 

Составленные по формулам высказывания
1. В юридической практике передовых стран входят в понятие личной свободы свобода   от произвольных обысков и арестов и свобода передвижения
2. Не входят в понятие личной свободы свобода торговли и свобода совести
3. Право участия в митингах, свобода собраний, союзов, ассоциаций тайна почтовой корреспонденции входят в понятие личной свободы.
4. В юридической практике передовых стран входят в понятие личной свободы свобода передвижения без разрешения начальства только в пределах определённого государства.
5. Входят в понятие личной свободы тайна почтовой корреспонденции, свобода   слова и печати, свобода собраний, союзов, ассоциацийи свобода обучения.
6. Не входят в понятие личной свободы свобода передвижения с разрешения начальства.
7. Входят в понятие личной свободы право участия в митингах с разрешения начальства или без разрешения начальства.
 8. Не   входят в понятие личной свободы свобода слова и печати и личная собственность
 9. Входят в понятие личной свободы свобода от произвольных обысков и арестов свобода труда тайна почтовой корреспонденции свобода передвижения и свобода совести.
 10. В юридической практике передовых стран не входят в понятие личной свободы свобода слова и печати только с разрешения начальства.

Поле свободы

     Шестой «шаг» в компьютерной игре «Семь шагов к свободе» состоит в выполнении заданий интерактивной технологии «Поле свободы». Она включает 36 вопросов, на которые можно отвечать двумя словами «Да» или «Нет». Вопросы разделены на 6 групп. В первой группе вопросы по теме «Философия свободы», во второй – по теме «Психология свободы», в третьей – по теме «Свобода в поэзии», в четвёртой – по теме «Свобода или рабство», в пятой – по теме «Формула свободы», в шестой группе приведены вопросы типа «Считаете ли Вы…», в которых предлагается высказать своё мнение по какому-либо вопросу, относящемуся к обсуждаемой проблеме. В таблице приведён «протокол» технологии, где указаны номера вопросов по указанным выше темам.

№ вопроса № вопроса № вопроса № вопроса № вопроса № вопроса Тема
1 7 13 19 25 31 Философия свободы
2 8 14 20 26 32 Психология свободы
3 9 15 21 27 33 Свобода в поэзии
4 10 16 22 28 34 Свобода или рабство
5 11 17 23 29 35 Формула свободы
6 12 18 24 30 36 Считаете ли Вы…

 

     После ответов на все вопросы программа нарисует диаграмму ответов – это поле свободы. Можно посмотреть также оценку, но надо учесть, что тест считается успешно пройденным при условии, что получена оценка «хорошо» или «отлично». Для учителя приводим вопросы интерактивной технологии.

№ п/п Вопрос Верный ответ
1 Верно ли, что в философы Сократа и Платона писали о свободе человека в его судьбе? Да
2 Может ли быть внутренне свободным   человек, который постоянно испытывает потребность в уважении и признании со стороны окружающих? Нет 
3 Верно ли, что А.С. Пушкин в стихотворении «К морю» пишет о море как о романтическом символе абсолютной свободы? Да
4 Человек, пристрастный к деньгам, богат он или беден, свободным быть не может. Так ли это? Да
5 Верно ли, что свобода собраний, союзов и ассоциаций должна   регламентироваться специальными ограничительными мерами? Нет
6 Считаете ли вы, что тайна почтовой корреспонденции может быть нарушена специальными постановлениями руководства? Нет
7 В средние века под свободой подразумевалась свобода всестороннего развитие человека. Так ли это? Нет
8 Человек стремится к развитию, он чувствует постоянное напряжение,   но не стремится избавиться от него. Может ли быть внутренне свободным такой человек? Да
9 «И над отечеством свободы просвещеннойВзойдет ли наконец прекрасная заря?» Это строки из стихотворения «К Чаадаеву» А.С. Пушкина?  Нет
10 Страсть человека к обогащению, к красивой одежде, к славе, к власти ограничивают реальную свободу человека. Так ли это? Да
11 Включает ли содержание понятия личной свободысвобода от произвольных обысков и арестов?  Да
12 «Торгуют волею своей, главы пред идолами клонят и просят денег да цепей». Считаете ли вы, что эти слова А.С. Пушкина можно отнести ко   многим представителям современного российского общества? Да
13 Верно ли, что о   политической свободе писали ещё философы средневековья? Да 
14 Может ли быть свободен человек, у которого   негативный настрой в жизни, в окружающих он видит недоброжелателей, чувствует страх перед будущим? Нет
15 «Что в мой жестокий век восславил я свободу, и милость к падшим призывал». Выражает ли А.С. Пушкин этими словами свою главную заслугу перед народом? Да
16 Свободен ли тот, кто болен страстью тщеславия? Нет
17 В юридической практике передовых стран в содержание понятия личной свободы входит свобода выбора государства и подданства без всяких ограничений? Так ли это? Нет
18 Считаете ли вы, что свободный человек в жизни должен руководствуется не коллективными представлениями, а научными или   здравым смыслом?  Да
19 Верно ли, что одновременно с понятием свободы от принуждения в философских трудах появляется понятие о творческой свободе? Нет 
20 Свободен ли внутренне   способный человек, который не признаёт, что среди окружающих есть более талантливые люди, которых он   игнорирует и старается обойти на карьерной «лестнице». Нет
21 «Темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа…» Верно ли, что А.С. Пушкин обращается с этими словами к царю? Нет
22 Все хотят быть свободными, но возможно ли это, когда человек добровольно сдается в плен моде? Нет
23 В понятие личной свободы входит свобода   передвижения при условии разрешения правоохранительных органов. Верно ли это?  Нет
24 Считаете ли вы, что   свободный человек должен уметь     сосредоточиваться на проблеме, проявляя упрямство, упорство, общительность? Да
25 Верно ли, что об индивидуальной свободе подробно и обстоятельно написано в трудах швейцарского философа Бенжамена Констана? Да
26 Человек не нуждается в авторитетах и кумирах, не стремится властвовать над другими. У него   нет начальства даже при скромной должности. Может ли он быть внутренне свободным? Да
27 «И казней нет, и всем свобода…» Верно ли, что эти слова А.С. Пушкина относятся к Андрею Шенье – поэту,   который даже перед смертью воспевает свободу. Да
28 Зависимость от алкоголя, от наркотиков, от табака, от компьютерных игр, от азартных игр, от Интернета несовместима со свободой. Верно ли это? Да
29 Предполагает ли личная свобода человека свободу   совести, собраний,   слова и печати?  Да
30 Считаете ли вы, что   свободному человеку свойственно   стремление к уединению,   одиночество необходимо ему для   диалога с самим собой? Да
31 Верно ли, что индивидуальная свобода не предполагает ответственности каждого за поступки, приносящие вред другим, что означает вседозволенность? Нет 
32 Человек ощущает себя частью группы, семьи,   общества в целом. Для него важны  мнения окружающих,  их взгляды,  их одобрение. Свободен ли внутренне такой человек?  Нет
33 «Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!» Верно ли, что для А.С. Пушкина понятия свободы и чести неразделимы? Да
34 Кто боится за свое богатство, трепещет перед ним, как бы не потерять его, тот вполне свободный человек. Так ли это? Нет
35 Верно ли, что в понятие «свобода совести» входит свобода вероисповедания? Да
36 Считаете ли вы, что   свободный человек, испытывая стрессы, стремится выйти из этого состояния за счёт других людей, ситуаций, материальных средств. Нет

 10

 

Кто же свободен?

       С  помощью  теста игра предлагает проверить, кто вы – исполнитель или свободная творческая личность? Тест представляет собой список часто встречающихся в жизни ситуаций, а также два вида ответов. Один из них – это реакция исполнителя, другой – свободной личности. Вы должны выбрать ответ, который типичен для вашего обычного поведения. Этот тест не претендует на то, чтобы дать вам точную и окончательную характеристику. (Источник http://www.realisti.ru). Ниже приведены примеры вопросов и ответов, полностью весь тест и результат ответов приведены на CD-диске журнала.

 Вопросы и варианты ответов

1.Вам задают несколько неловких вопросов.Ответ 1. Вы чувствуете смущение, оправдываетесь и просите прощения за нервозность.Ответ 2. Вы уверенно отвечаете на них и даете понять, что заметили попытку смутить вас. "Вы задали этот вопрос не потому, что интересовались ответом. Вы хотели проверить мою реакцию".

2. Вы чувствуете, что заслужили более высокую оценку своей работы.Ответ 1. Вы молча соглашаетесь с оценкой.Ответ 2. Вы приводите доводы, что заслужили более высокую оценку, сохраняя спокойствие.

3. Вас заставляют сделать уборку в комнате, хотя это не ваша обязанность.Ответ 1. Вы соглашаетесь и чувствуете раздражение из-за того, что вам всегда приходится делать грязную работу.Ответ 2. Вы поясняете, что это не ваша обязанность, а другого человека.

4. Вас просят   закончить работу, которая не входит в ваши обязанности и которую вы не хотите делать.Ответ 1. Вы соглашаетесь как-нибудь сделать ее и чувствуете себя оскорбленным.Ответ 2. Вы отказываетесь, ничего не объясняя.

5. Кто-то критикует вашу работу.Ответ 1. Вы раздражаетесь, нервничаете и пытаетесь его переубедить.Ответ 2. Вы игнорируете критику и не считаете себя обязанным защищаться.

6.  Вас просят задержаться, чтобы выполнить поручение, а у вас назначена встреча. Ответ 1. Вы откладываете свою встречу и остаетесь, чтобы доставить удовольствие руководителю. Ответ 2. Вы говорите, что были бы рады оказать услугу, если бы вас предупредили заранее, однако сегодня у вас важные дела.

7. Вы собираетесь что-то важное сказать, но кто-то вмешивается и говорит за вас. Ответ 1. Вы позволяете ему это. Ответ 2. Вы делаете замечание и говорите, что отлично можете высказаться сами.

8. Кто-то читает вам нотацию, которую вы не хотите слушать. Ответ 1. Вы сидите и слушаете, в надежде, что собеседник скоро замолчит. Ответ 2. Вы просто говорите собеседнику, что не хотите ничего слушать и, если он не замолкает, уходите или просто отключаетесь.

9. У вас много дел и вы не успеваете их сделать. Ответ 1. Вы чувствуете напряжение, раздраженность и пытаетесь сделать все, уделив каждому делу минимум времени и не уделяя ничему достаточного внимания. Ответ 2. Вы пытаетесь успокоиться, переложив часть ответственности на других и давая себе время для отдыха.