Архипова Алевтина

А.И. Архипова, Т.Ю. Кратова

 

(Электронный интерактивный  ресурс размещён на CD-диске  журнала «Школьные годы»,       № 50. Подписной индекс в каталоге СМИ «Газеты. Журналы» 47223)

1. Выборка слов

Пролистав страницы словаря со словами на букву «Б», мы отобрали те из них, в которых, по нашему мнению, возможны ошибки в написании. Затем, как и ранее, набор слов распределили по группам. Первую группу составили слова по теме «Всё о себе» (таблица 1), в неё вошли слова о личных увлечениях и интересах, учёбе, профессии, семье и родственниках и др. Вторая группа «Мир вокруг меня» включает слова, относящиеся к окружающим предметам, жилье, природе, транспорте, городам и странам и т.д. Третью группу составляют слова из раздела «Наука и искусство», сюда же могут войти абстрактные понятия и специальные термины, используемые в технике, компьютерных и других науках. По каждой из таких подгрупп создаются учебные Интернет технологии, которые размещаются на CD-диске и в  сети Интернет на сайтах журнала. Разумеется, создание целостной системы подобных технологий – задача неподъёмная для небольшого коллектива журнала и кафедры. Но мы уверены, что если к этой работе подключатся учителя и их ученики, то проблему вполне можно «сдвинуть» с места. А мы, в свою очередь, научим их создавать технологии на нашем сайте. Очередная выборка слов размещена в таблице1.

Таблица 1.

№ п./п.

Тематические группы слов

Всё о себе

Мир вкруг меня

Наука и искусство

1

балагур

бабочка

балансир

2

барабанщик

багульник

балласт

3

баритон

бадья

балет

4

барон

базар

баллон

5

баскетбол

бакалавр

баллотироваться

6

бассейн

бакалея

балюстрада

7

беженец

баклажан

банальность

8

безграмотный

бактерия

бандероль

9

безопасный

баран

барельеф

10

безрассудный

баррикада

барометр

11

безучастный

батон

беллетристика

12

безыдейный

белокочанный

бельэтаж

13

безызвестный

близлежащий

бенефис

14

безынтересный

боеприпасы

библиотека

15

безыскусный

бородавка

билетёр

16

безытоговый

браконьер

биография

17

бело-голубой

брандспойт

блокада

18

бесконфликтный

бриллиант

блондин

19

беспризорный

брошюра

бойкот

20

бестолковый

буржуазия

бравада

21

бесчувственный

бутафория

бюллетень

22

благожелательный

 

 

23

благородный

 

 

 

Для каждой из выделенных групп проектируем  технологии ИКД таким образом, чтобы одно и то же слово было использовано несколько раз. При этом постепенно усложняем задания, варьируя также форму представления учебной информации и состав учебных действий. Предусмотрено поэтапное освоение написания слов.

Сначала «заставим» учащихся просто прочитывать слова, выбирать их из списков, находить соответствия слов и изображений, перемещая объекты на экране. На втором этапе предложим записывать слова или пропущенные буквы, которые для слов можно считать сомнительными. При этом используются способы самоконтроля результатов учебных действий. На третьем этапе потребуем уже записывать слова полностью с клавиатуры без всяких подсказок. Учебные действия уже проверяет программа, которая оперативно выполняет проверку, сообщая результат после каждого шага.

Для слов с иностранной этимологией в некоторых технологиях предусмотрены разъяснения их значений, референтных функций. Для четвёртого этапа разрабатываются учебные Интернет технологии, используя программы сайта. Это более крупные дидактические конструкции, предусматривающие итоговую проверку и выставление оценки. Разумеется, педагоги могут и не соблюдать предложенную дидактическую периодизацию, а использовать технологии в соответствии с конкретной педагогической ситуацией.

 

2. Технологии первого и второго этапов

2.1. Рисование мышью. На экране технологии приведены слова из трёх групп.

Требуется с помощью курсора мыши подчеркнуть одной чертой слова из первой группы, двумя чертами слова из второй группы, прерывистой линией слова из третьей группы.

2.2. Перемещение. На рабочем поле технологии приведены предложения с пропущенными словами, вместо них многоточия. Слова из трёх групп размещены на экране так, что их можно перемещать с помощью курсора мыши. Необходимо выбрать для каждого предложения соответствующие слова и переместить их в предложения на место многоточий.

2.3. Быстрое чтение. Технология используется три раза, при этом изменяется список слов. Слова демонстрируются 7 – 10 секунд и исчезают. Переходы осуществляются с помощью ссылки «Далее».

2.4. Учебный лабиринт. Технология модифицирована, в ней появилась возможность включать в лабиринт тексты со словами из выборки.   

2.5. Выбор из списка. В технологию включены слова, для которых актуальны комментарии, раскрывающие их значения. Это слова иностранного происхождения, а также научные термины. На рабочей области технологии приводятся тексты, разъясняющие значения слов, а сами слова размещены в выпадающем списке.

2.6. Запись слов на web странице. В данной технологии реализуется возможность записи слов или вставка букв c помощью клавиатуры

2.7. Запись в окна ввода ответов. Технология обеспечивает возможность пошаговой и оперативной проверки результатов, поэтому в большей мере исполняет роль обучающего педагогического инструмента, чем контролирующего. В технологии предусмотрена работа с формами – окнами ввода ответов с клавиатуры.

Приведённые выше компьютерные учебные технологии исполнены в программной среде HTML таким образом, что допускают только оперативную самопроверку результатов учебных действий. Но, если использовать две сформированные выборки слов (буквы «А» и «Б»), то создаётся возможность создания более крупных дидактических структур с автоматическим контролем результатов. Эти технологии создаются, в основном, с помощью авторского Интернет конструктора учебных технологий «Сила знаний», размещенного на сайте журнала. Так в электронном приложении к этому номеру журнала размещены учебные компьютерные технологии «Поле знаний» и «Кроссворд знаний».

В арсенале ИКД есть ещё много других технологий в формате HTML, которые можно продуктивно использовать для освоения правописания слов русского языка. Мы продолжим их публикацию в следующих номерах журнала. Однако мы считаем, что ценно не использование готовых, но чужих технологий, а умения учителя самому создавать подобные учебные материалы.