ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

 «Патриотизм как фундаментальная составляющая воспитательного потенциала инновационной компьютерной дидактики»

 

«Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а прежде всего, служить обществу и стране».

(Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию 12 декабря 2012 г.).

 

Аннотация

Изложена позиция авторского коллектива по отношению к понятию «патриотизм», предложена его логическая структура, раскрыты понятия «воспитательный потенциал» и «инновационная компьютерная дидактика (ИКД)». Приведён научный аппарат проекта в кратком изложении, дается перечень созданных  учебно-воспитательных ресурсов ИКД, входящих в состав средств патриотического воспитания. Поскольку предполагается, что проект должен иметь не только научную, но и социально-практическую значимость, то  и стиль его описания характеризуется не только как научный, но и как публицистический, допускающий некоторые вставки, зачастую, личностного свойства.

 

Патриотизм… Это слово можно найти во всех словарях, почти во всех произведениях  русских литераторов, услышать во многих передачах ТВ или кинофильмах, о патриотизме пишут сочинения школьники, выполняют глубокие научные исследования учёные, его произносят с высоких трибун,  поисковые системы глобальной сети предлагают миллионы источников, освещающих это понятие.  И везде «патриотизм» интерпретируется  различными формулировками как «любовь к своему отечеству, преданность своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины» [1] или кратко «(греч.). Любовь к отечеству» [2]. Но более понятно и конкретно  об этимологии этого слова  сказал Л.Н. Гумилёв. «А как вы понимаете «патриотизм»?» «Патрия – значит Отечество.  Это сохранение традиций, полученных от отцов. Этим всё и объясняется». А какие они были, наши отцы? Конечно у всех разные, но есть и общее. Например, по поводу личной печальной даты   было сказано.

***

Памяти …

Скоро 40 дней, как ушла  из жизни самая замечательная для меня женщина, моя матушка. Соберутся соседи, дальние родственники (ближних у неё не было, потому, как была она сирота), подруг  уже нет, она пережила их всех за  свои 94 года. Что я им скажу в день её памяти?

Скажу, что только теперь начинаю чувствовать всю  горечь утраты и понимать, какое поколение уходит вместе с нею. И что нам осталось от них. А осталась не только память о них (родных и соседях,  о людях нашей улицы, где прожили без малого 60 лет), осталось нечто большее, что надо осознать и передать далее, как эстафету поколений.

  Это были совсем другие люди, таких сейчас уже нет, люди земли, сеятели и созидатели, словом люди, которые не искали, как сейчас говорят, смысл национальной идеи, а всей своей жизнью демонстрировали её в действии.

Чем заполнялась их жизнь? Трудом, правдой и ответственностью, а ещё (и это не просто красивые слова) преданностью своей семье – никто из них не ушел из семьи,  преданностью Родине – все воевали на фронтах Отечественной и имели заслуженные награды, и постоянным трудом, который воспринимался ими естественно, без ропота и недовольства. Матушка вспоминала, что уже с четырёх лет носила воду на коромысле в маленьких ведёрках, которые смастерил ей дед – вот это трудовое воспитание. Они не требовали и не ждали благ от государства, которое, конечно же, было несправедливо к ним, но они не роптали, не брюзжали, а честно жили,  растили детей и  умели отдыхать, дружно,  с песнями под баян моего отца, с шутками, залихватским весельем. Но мы, дети, никогда не видели их сильно захмелевшими, не было в их больших уличных компаниях  никаких недоразумений, ни  конфликтов. А как они пели! Пели все, не поющих не было среди них, как будто все были  музыкально одарённые. Бывало, в праздники пела вся станица. Пели русские народные  и песни военных лет. Нынешние критики власти рисуют те годы мрачными красками. Но почему же страна пела? Да, были трудные годы, но была жива надежда. А что сейчас? Вместо песен конвульсии под гром «музыки-какофонии», вместо надежды, подчас, уныние и отчаяние. 

 Это о них, о наших родителях, написаны самые красивые песни времён советской эпохи, созданы самые проникновенные фильмы. Когда я смотрю «Офицеров», то вижу в главном герое своего отца, такого же сильного, красивого и благородного, победителя кулачных боёв в своей деревне, военного лётчика – за 20 лет ни единого лётного происшествия в тех суровых условиях. А  Аксинья из  «Тихого Дона» (в советском варианте фильма) − это же моя бабушка Фёкла, которая смотрит на меня со старинной фотографии с таким аристократическим достоинством, как будто она  какая-то графиня, а не простая казачка из донской станицы, из родового поместья. (Между прочим, ошибаются историки, когда утверждают, что среди казаков не было людей из высшего сословия. Большая семья мамы жила в собственном поместье, которое отмечено на старинной карте и   которое пожаловал государь нашему предку за военные заслуги в Отечественной войне 1812 г.).

А какие яркие личности, какие таланты!  Современные комики были бы посрамлены, если бы слышали байки и видели   розыгрыши, которые устраивал наш любимый сосед,  главный ветврач местного совхоза. 

Всю свою молодость я щеголяла в «нарядах от Кутюр», на самом деле – изделиях моей  соседки, а  наши факультетские дамы, посетительницы модных салонов, интересовались, где это я их «отхватила»,  понимая, что  это не одежда, а произведения искусства, и не понимая, что в ней жила частица души  сотворившей её простой женщины, потерявшей на войне мужа и поднявшей троих детей. 

Даже в саму тяжёлую минуту моей жизни мне о моей утрате сказали не родные, а мягким, задушевным голосом мой интеллигентный сосед, стараясь сгладить хоть как-то горечь утраты.

Возможно,  многие скажут, что мы идеализируем своих родителей. Да, с ними подчас было нелегко, они не были сентиментальны, скорее суровы, и не всегда понимали нас, как и мы их. Но есть мудрая поговорка, которую приписывают Козьме Пруткову, «Зри в корень!». Поэтому, если посмотреть в корень, то мы, их дети, всем обязаны им, нашим родителям, потому что, наверное, они  взяли на себя весь груз страданий, который предназначался  судьбой нашей России, оградив нас от них и сберегая для будущей, в общем-то, вполне благополучной жизни. Жизни, которой мы подчас недовольны, но всё познаётся в сравнении. Поэтому скорбя об ушедших, поклонимся им и будем помнить, что они всю жизнь много трудились, не ожидая наград за свой труд,  вместе строили свои дома, помогая друг другу во всём, и иждивенчески не надеясь на помощь государства, с любовью ухаживали за землёй, уважали и ценили людей других национальностей  (во время Отечественной войны нас, малых детей, спасали от голода казахи), и умели радоваться жизни, даже трудной и неустроенной. Вечная память всем ушедшим от нас, родным, близким, дорогим соседям, достойному поколению наших родителей. «Вспомним всех поименно, горем вспомним своим. Это надо не мёртвым, это надо живым» (Надпись на памятнике героям войны).

 

***

Итак, выстраивая научно-теоретические основы предлагаемого проекта, мы заявляем нашу позицию, состоящую в том, что,  патриотизм мы рассматриваем, прежде всего, как  обращение к традициям своих предков, которые исключительно богаты и многообразны, обращая внимание также на обобщённый социально-психологический портрет своих отцов и дедов (о чём изложено в предыдущей вставке).

Поэтому для нас патриотизм – это многомерное понятие, а не только декларация абстрактной любви к Родине. Это понятие вбирает в себя все значимые социальные и личностные ценности, что позволяет патриотизм считать фундаментальной составляющей, аккумулирующей все аспекты эффективной воспитательной работы. Поэтому обоснованно говорить о системном кодексе настоящего патриота.

Мы считаем, что  принятие современной  установки на «образование через всю жизнь» возможно только на основе формирования психологического портрета патриотической личности, поскольку  феномен патриотизма интегрирует в себе практически все структурные составляющие высоконравственной всесторонне развитой личности. Поэтому кодекс патриота своей Родины должен включать компоненты:

  • военно-патриотическую (готовность и умение защищать Родину от внешних врагов, а также противостоять внутренним угрозам её безопасности);
  • историческую (знание и уважение истории своего государства и своей малой родины);
  • интеллектуально-познавательную (активность в освоении учебных предметов, эффективное применение полученных знаний);
  • духовно-нравственную (высокую духовность, почитание национальных традиций, соблюдение всех норм общественного поведения);
  • экологическую (любовь и бережное отношение к родной природе, к её растительному и животному миру);
  • эстетическую (знание и почитание всех видов национального искусства – художественных и музыкальных произведений, архитектуры, театра и кино);
  • информационно-технологическую (стремление освоить инновационные производственные и интеллектуальные технологии, соответствующие современному состоянию научно-технического прогресса);
  • экономико-прагматическую (знание основ современной экономики родного государства, стремление освоить знания и умения, необходимые для включения в будущую профессиональную деятельность);
  • валеологическую (от лат. valeo — «быть здоровым»), включающую идеи о здоровом образе жизни и акцентирующую на развитие спортивного движения, антиникотиновую и антинаркотическую профилактики (системы специальных программ и мероприятий, направленных на предотвращение табакокурения и незаконного употребления наркотиков);
  • лексическую (активное нетерпимое отношению к засорению родного языка ненормативной лексикой, излишним заимствованием иностранных слов).
  • рекреационную (создание электронных средств для предотвращения умственного переутомления в процессе учебно-воспитательного процесса)

Исходя из выше изложенного, реализуя задачи патриотического воспитания студентов и учащихся, педагоги должны учитывать, что на личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая и устойчивая характеристика личности, выражающаяся в его нравственных идеалах и нормах поведения. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные события и объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные дела и поступки. Поэтому недостаточно сводить патриотическое воспитание только к декларации соответствующих идеалов и ценностей и воспитанию на примерах военной истории, необходимо включать учащихся и студентов в сферу деятельности, направленной на формирование и закрепление патриотической позиции.  «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом». (В.Г. Белинский)

***

Из беседы учительницы с младшими школьниками

«Вот я спросила вас, кого можно назвать патриотом. Вы ответили: «Того, кто любит свою родину». И это верно. Но приведу несколько примеров. Выйдя из школы один из вас выбросил на улице все ненужные бумаги, обёртки и др. А потом в результате этого на улицах города собирается много мусора, а вокруг города образуются свалки. А ведь это тоже наша родина. Любят ли такие люди свою родину? Можно ли их назвать патриотами? (Дети дружно: «Нет!»). Другой пример. У вас в доме живёт кошка. А когда она родила котят, и они немного подросли, ваша мама выбросила беспомощных котят на улицу. И эта маленькая кошачья беда тоже произошла на нашей родине. Поступают ли так настоящие патриоты? (Дети дружно: «Нет!»). Ещё пример. Вы пошли в лес и зажгли там костёр, вы его потушили, но в земле ещё тлели угольки, а ветер их раздул. Начался пожар и сгорел весь лес. И эта большая беда произошла на нашей родине. Любят ли такие люди свою родину, патриоты ли они?  (Дети дружно: «Нет!»). Далее дети сами приводят подобные примеры».

***

Следовательно, патриотическое воспитание – это целостная система теоретической и практико-ориентированной деятельности, затрагивающей как ментальную, так и  поведенческую  сферы.   При этом в качестве эффективных средств осуществления такой деятельности могут быть учебно-воспитательные материалы инновационной компьютерной дидактики (ИКД – теория и практика создания новых технологий компьютерной поддержки обучения и воспитания, как локальных, так и сетевых, с целевой ориентацией на усиление самостоятельной работы учащихся и студентов).

 Поэтому можно считать, что в настоящее время традиционно используемое вербальное воспитание, имеющее давние и стойкие традиции, нашло подкрепление в сфере компьютерных технологий, без чего, как утверждает         Б.С. Гершунский, «благие пожелания могут остаться лишь пожеланиями, а воспитывающий эффект словесного убеждения может оказаться крайне низким, а то и диаметрально противоположным воспитательному замыслу». Применение технологий инновационной компьютерной дидактики, как в аудиторной учебной деятельности, так и в процессе внеаудиторных занятий и внеклассной работе, может способствовать решению актуальных воспитательных задач, главными из которых являются задачи патриотического воспитания.

Воспитательные возможности компьютерных технологий отражены в понятии «воспитательный потенциал», структура которого интегрирует воспитательные аспекты всех составляющих образовательного процесса: содержания, методов, средств обучения, а также форм организации познавательной деятельности. Понятие «воспитательный потенциал ИКД» отражает те свойства ресурсов этой среды, благодаря которым создаются условия для формирования у учащихся и студентов нравственно-смыслового, активно-творческого отношения к собственному образованию, ориентации на значимые социальные ценности, формирования личностных качеств патриота, конкурентоспособность и адаптируемость в социуме, а также для обеспечения педагогической поддержки становления нравственного опыта студентов.

Актуальность предлагаемого проекта отражена в  Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 гг.», где изложено, что «Патриотизм должен дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей». Показателями заинтересованности государства в патриотическом воспитании граждан являются принятые на государственном уровне  многочисленные  нормативно-правовые документы, регулирующие и поддерживающие работу государственных и общественных организаций по формированию патриотизма, основные из них:

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 гг.».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р «Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года».
  • Федеральные законы о воинской обязанности и военной службе, о государственных флаге, гербе, гимне, о звании «Город воинской славы», о днях воинской славы и памятных датах России и др.
  • Указы Президента РФ о государственной поддержке общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи, об увековечении памяти погибших при защите Отечества и др.
  • Депутаты Государственной думы России планируют принять в 2017 году закон о патриотическом воспитании.          Однако несмотря на широкую государственную поддержку и активную общественную инициативу в деле патриотического воспитания молодёжи можно указать на ряд недостатков.           − Во-вторых, как показывает практика, в учебных заведениях общей и профессиональной систем образования деятельность по патриотическому воспитанию носит формальный, эпизодический и, подчас, «лозунговый» характер. Разумеется, составляются программы, формируются планы мероприятий, но отсутствует систематическая, планомерная, ежедневная работа в этом направлении. Ситуацию можно в корне изменить, если элементы патриотического воспитания и его составляющих включить в образовательный процесс, причём не только в обучение предметам гуманитарного цикла, но и естественнонаучного. Это возможно (и есть тому примеры) при использовании новых дидактических моделей ИКД, например, авторской модели технологического учебника, где учебный материал размещается не только в параграфах, но и в дополнительных, расширяющих, проблемных, системных и других блоках, организующих самостоятельную работу учащихся.              Следовательно, в теории и практике патриотического воспитания можно констатировать наличие противоречий:
  •               − В-третьих, ситуация с обеспечением компьютерной техникой в учебных заведениях системы общего образования очень плачевна – во многих даже городских школах у учителей-предметников фактически нет доступа к компьютерам для проведения уроков, а в сельских школах, по свидетельствам учителей, совсем удручающая картина. Обучение проводится традиционными методами, поэтому компьютеры, которые имеются у многих школьников дома, воспринимаются ими как инструменты развлечения и личных коммуникаций. В лучшем случае, учитель имеет возможность использовать проекционную технику, поэтому преимущественны иллюстративные и репродуктивные методы обучения вместо самостоятельной рефлексивной деятельности учащихся. Очевидно, что наличие в распоряжении учителя компьютеров для каждого школьника на уроках существенно обогатит учебно-воспитательный процесс и создаст условия для творческой деятельности учащихся, например, по поиску информации патриотического содержания.
  •               − Во-первых, во всех нормативных документах, соответствующих программах и планируемых мероприятиях делается упор только на такую составляющую воспитательной работы как военно-патриотическое воспитание. Несомненно, это главные аспекты патриотизма, но ведь кодекс патриота включает и другие характеристики, а следовательно, и направления воспитательной  работы, на что неоднократно указывал Президент РФ, например, подчёркивая актуальность духовно-нравственного воспитания: «Корни всех проблем нашего общества лежат в сфере нравственности». Кроме того, воспитание патриотизма немыслимо без общественного движения, направленного на формирование у молодёжи здорового образа жизни, что следует также включить в структуру патриотического воспитания. Необходимо также решение всего спектра проблем интеллектуального воспитания, поскольку, как указывает В.В. Путин, современные молодые люди должны «нестандартно мыслить», а этого можно достичь только при использовании соответствующих технологий обучения, в том числе, современных учебных компьютерных. («Необходимо сохранить глубину и фундаментальность отечественного образования. Школьники должны нестандартно мыслить, уметь ставить задачи и решать их». В.В. Путин). Таким образом вследствие многомерности понятия «патриотизм» эти проблемы следует решать комплексно, на общем проблемном поле.
  • Между огромным социокультурным потенциалом новых информационных технологий, в том числе компьютерных, и его недостаточным использованием в процессе патриотического воспитания;
  • между постоянно растущими в условиях формирования информационного общества требованиями к внедрению средств электронного обучения в практику патриотического воспитания и доминированием средств традиционного словесного воспитания;
  • между новыми требованиями, предъявляемыми обществом к подготовке педагогов в сфере воспитательной работы и патриотического воспитания, в частности, и реальным содержанием этой подготовки при использовании преимущественно средств традиционных педагогических методик;
  • между потребностью в новых формах работы по воспитанию патриотизма посредством внедрения технологий   с расширенными функциональными, информационными и дидактическими функциями и доминированием традиционных средств её обеспечения;

***

Из педагогической практики участников проекта

             Ещё с советских времён в каждом регионе работают институты усовершенствования учителей (ИУУ, теперь они имеют другие названия, но суть их работы осталась прежней). Традиционно их руководство приглашает преподавателей университетов и педагогических вузов участвовать в проведении учебных курсов для учителей по различной тематике. Приходится участвовать в этом и участникам предлагаемого проекта, в частности, читать лекции учителям математики на курсах, которые организуются в разных районах и городах края. Собираются большие аудитории. При этом руководить кусов из ИУУ предупреждает своего коллегу из вуза перед работой с учителями-тьютерами: «Только учтите, что будет только один компьютер, а интернета не будет вообще». Учителя с большим интересом воспринимают интерактивные электронные ресурсы ИКД, переписывают на свои носители «гигабайты» увлекательного математического материала. Но, к сожалению, применить в свой практике не могут по причине, изложенной выше.

              Декан факультета математики и компьютерных наук попросил прочитать студентам спецкурс «Инновационная компьютерная дидактика как современное  направление информатизации образования». Студенты работали очень увлечённо, творчески. Разработали на нашем сайте в программах авторского конструктора «Сила знаний» тематические  комплекты интерактивных технологий, даже создали новые программы учебных игр по математике (можно посмотреть: http://ya-znau.ru). А накануне Дня Победы для подготовки учеников к предстоящему  ЕГЭ придумали серию задач по материалам Великой Победы, включив в тексты задач, например, информацию о подвигах лётчиков – героях Советского Союза.  Но предстояла педпрактика в школах. После чего задаём вопрос: «Кто из вас применил свои интерактивные разработки на уроках?» Ответ: «Никто – не было доступа к компьютерам». И это в таком развитом крае, где многие годы работал лучший в стране губернатор!»

***

        Исходя из изложенного выше, можно сформулировать научную проблему предлагаемого проекта: какова должна быть структура патриотизма как актуального социального феномена, в чём состоят теоретические основы патриотического воспитания, в чём сущность воспитательного потенциала инновационной компьютерной дидактики и каковы возможности её практического инструментария в решении задач патриотического воспитания.

Цель проекта в рамках предлагаемого проекта – обосновать теоретические основы патриотического воспитания в контексте культурно-исторического, гносеологического и герменевтического подходов, интерпретируя понятие «патриотизм» как социально-значимый феномен, имеющий сложную многомерную структуру, и на этом базисе создать систему компьютерной и Интернет поддержки этого вида педагогической деятельности, опираясь на имеющийся программно-технологический арсенал воспитательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики.

Цель конкретизирована в задачах проекта:

− выполнить анализ литературных и Интернет источников по проблеме проекта, определить уровень разработанности проблемы, сделав акцент на практические аспекты её решения в соответствии с современными социальными задачами;

− выполнить контент-анализ понятия «патриотизм» и обосновать его структуру, интегрирующую все составляющие учебно-воспитательного процесса: военно-патриотическую, познавательно-интеллектуальную, духовно-нравственную, эстетическую, валеологическую;

− рассмотреть психолого-педагогические аспекты каждой структурной составляющей патриотизма, обосновать их методологические и теоретические основы;

− построить теоретическую модель патриотического воспитания, отражающую его содержание, методический и технологический инструментарий реализацию задач этой деятельности;

−  раскрыть возможности электронных ресурсов инновационной компьютерной дидактики для реализации актуальных задач патриотического воспитания, показать способы и приёмы их использования в образовательном процессе практически всех изучаемых предметов, включив в структуру учебников нового поколения, технологических, элементы патриотизма;

− создать систему компьютерной поддержки (локальной и сетевой) всех составляющих патриотического воспитания, сформировать их Интернет каталог, разместить на сайтах научно-методического журнала «Школьные годы» (размещается в РИНЦ);

− разработать разно уровневую программу патриотического воспитания на основе системы его компьютерной  поддержки, как локальной на мобильных носителях, так и сетевой в Интернете.

    Исходя из цели, определены объект и предмет исследования в рамках предлагаемого проекта: объект – государственная концепция патриотического воспитания, предмет – теоретические основы компьютерной поддержки патриотизма и практический инструментарий реализации его задач на основе ресурсов и технологий инновационной компьютерной дидактики.

Гипотеза исследования – формирование у учащихся и студентов личностных характеристик патриотизма в условиях модернизации и информатизации  образования будут эффективны, если:

- опираться на понятие патриотизма как на интегральный феномен, аккумулирующий все аспекты целостной системы воспитательной работы в молодёжной среде;

- использовать в процессе воспитания патриотизма  широкий спектр средств компьютерной дидактики в локальной и сетевой формах;

-  создать на основе интеграции педагогических и новых информационных технологий условия для эффективной педагогической деятельности по воспитанию патриотизма, включив патриотизм в структуру и содержание учебников;

- создать систему компьютерной поддержки патриотического воспитания, экстраполируя программный инструментарий образовательного процесса на область воспитательной работы.

Реализация поставленных задач обеспечит результатам проекта научно-практическую новизну, которая состоит в следующем:

− в интегральной интерпретации понятия «патриотизм», включающего большинство составляющих воспитательного потенциала инновационной компьютерной дидактики (военно-патриотическую, интеллектуально-познавательную, эстетическую, духовно-нравственную и др.);

− в идее широкого использования технологий и методик электронного, в том числе дистанционного, обучения на область воспитания патриотизма;

− в экстраполяции моделей и технологий инновационной компьютерной дидактики, разработанных на предметной области научных дисциплин, на сферу патриотического воспитания;

− в идее включения в содержание и дидактические технологии учебного процесса элементов патриотизма;

− в способах модификации программных компонентов и контента технологий обучения для их трансформации в технологии патриотического воспитания;

− в структуре и содержании инновационных электронных ресурсов патриотического воспитания. 

 

Методологические основы исследования проблем проекта – системный подход, рассматривающий феномен патриотизма как сложную систему;  деятельностный подход, рассматривающий формирование патриотической позиции  студентов и учащихся в неразрывной связи с образовательным процессом; культурологический, рассматривающий информатизацию патриотического воспитания   как социокультурный процесс.

Теоретические основы исследования проблем проекта: концепция Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 гг.», статьи и тексты выступлений о патриотизме Президента РФ В.В. Путина;  идеи гуманистической педагогики и психологии (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, Г.А. Берулава, Н.М. Борытко, Ю.А. Гагин, A. Maslow,  К. Rodgers и др.); положения общей теории деятельности человека как субъекта деятельности и отношений (Б.Г. Ананьев,  Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,  С.Л. Рубинштейн и др.); исследования роли личностной позиции педагога в процессе воспитания патриотизма (А.М. Байбаков, Б.Э. Риэрдон, П.В. Степанов, В.В. Шалин и др.); исследования  истории патриотического воспитания: (Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Сен-Симон, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, В.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.С. Макаренко и др.), современные философы и педагоги о патриотизме (URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33885).

В таблице 1 приведены некоторые примеры из учебно-воспитательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики, которые создавались участниками проекта и публиковались в научно-методическом журнале «Школьные годы» на протяжении более чем 20 лет (Свидетельства о регистрации журнала «Школьные годы»: Министерства печати и информации РФ, № 0110230 от 15.02.1993 г.; Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в СМИ и охране культурного наследия, ПИ № ФС77-28402 от 01.06.2007 г.) (В таблице, в разделе «Адрес», указаны, в основном, адреса опубликованных статей, а их интерактивные приложения размещены на CD-дисках журнала и частично на сайтах журнала.

 

Имеющейся задел (примеры) (таблица 1)

Составляющая патриотического воспитания

Наименование ресурса

Источник

Адрес

 

Интегральное представление проекта

Инновационная компьютерная дидактика

 

Портал Кубанского госуниверситета

http://icdau.kubsu.ru/files/2.html,

1

Военно-патриотическая

Дороги Великой Победы

Научно-методический журнал с электронным приложением «Школьные годы», № 59

Сайт РИНЦ

elibrary.ru

2

Историческая

Школьный музей

Школьные годы. – 2012 – № 44

 

Сайт РИНЦ

elibrary.ru

 

3

Интеллектуальная

Предметный информационный электронный фонд

Технологический учебник (физика)

Школьные годы. – 2015. – № 60 – 61

Школьные годы. – 2005. – № 1

Сайт РИНЦ

elibrary.ru

http://elibrary.ru/item.asp?id=23421280

4

Духовно-нравственная

Духовное краеведение  в обучении немецкому языку

 

Школьные годы. – 2015. – № 58

Сайт РИНЦ

elibrary.ru

 

5

Эстетическая

Живопись и музыка

Школьные годы. – 2011. – № 38

Сайт РИНЦ

elibrary.ru

 

6

Валеологическая

Легенды нашего спорта

Материалы международной конференции «Технологии инновационной компьютерной дидактики в   профилактической работе по предотвращению употребления  наркотиков  учащимися и студентами»

 

Школьные годы. – 2013. – № 54

Школьные годы. – 2010. – № 30-33

Сайт РИНЦ

elibrary.ru

 

Сайты http://ya-znau.ru, http://icdau.ru, http://icdau.kubsu.ru

7

Информационно-технологическая

Технологический учебник «Теория информации», статьи в научно-методическом журналежурнале

Изд-во «Гуманист», Краснодар, 2008

Школьные годы. – 2008. – № 19, 20

Школьные годы. – 2009. – № 26

 

Сайт РИНЦ

elibrary.ru

http://icdau.kubsu.ru/EOR_inform/kurs1.html

8

Лингвистическая

Электронный образовательный ресурс по русскому языку «Алфавит»  

 

Школьные годы. – 2013-2014. – № 49-55

 

http://icdau.kubsu.ru/EOR_russk/index.htm

elibrary.ru

 

9

Рекреационная

Игровые технологии в структуре инновационной компьютерной дидактики

 

Школьные годы. – 2015-2016. – № 62-65

 

elibrary.ru

http://ya-znau.ru/znaniya/zn/124

10

Экономико-прагматическая

Раздел «Учебные материалы, предмет «Экономика» на сайте «Сила знаний»

Разработки учителей и преподавателей КубГУ

Сайт http://ya-znau.ru,

11

Экологическая

Электронный образовательный ресурс на немецком языке «Природа Кубани»

Школьные годы. – 2012 – № 44

 

elibrary.ru

 

 

 

Прогнозируемые результаты состоят из двух частей: теоретической и практической . Первая включает обоснование концепции патриотического воспитания в соответствии с интегральной интерпретацией структуры этого феномена, представленной одиннадцатью составляющими. Вторая интегрирует системы практических материалов в электронной форме по каждой из составляющих, которые предназначаются для  ступеней общего образования: начальной школы, средней  и старшей. Планируется также издание соответствующих книг с электронным приложением и Интернет поддержкой. Предполагается также запуск проекта «Бессмертный полк приходит в школу», с помощью которого каждый учащийся будет иметь возможность увековечить в глобальной сети память о героическом прошлом своей семьи. Есть также надежда инициировать создание и размещение в сети интернет  программы «За чистоту родного языка», которая автоматически будет ликвидировать всю ненормативную лексику в текстах интернета, вследствие чего в настоящее время лингвисты констатируют наличие  в сети «филологического бедствия», а для школьников эта ситуация – одна из причин катастрофической безграмотности.

Итак, патриотизм – это действенная и мотивирующая основа всех  действий и поступков человека, потому что:

− если он любит свою родину, то ему интересны будут её история, её искусство и наука, он будет бережно относиться к её природе, он будет стремиться к знаниям, понимая, что они, в конечном итоге, определят его полезность родине, он будет беречь своё здоровье, чтобы быть достойным  защитником родины, он будет нетерпимо относиться к ситуации засорения русского языка словами из  ненормативной лексики,  он не станет завидовать западному образу жизни, а тем более уезжать из России, именно это чувство сформирует его жизненное кредо. А если он имеет высокий общественный статус, то из любви к своему  народу (и прежде всего к своим подчинённым), не будет несправедлив к нему, не станет, опираясь на пресловутый показатель средней зарплаты, «отламывать себе жирный кусок из государственного бюджета», оставляя другим жалкие крохи; и, конечно, он не станет «жировать» на собачье-кошачьих кормах, в то время,  как на дорогах его города часто видят «лепёшки» раздавленных  несчастных животных, выброшенных жестокими людьми. (Великая Фаина Раневская по такому поводу сказала, что несчастной она стала в раннем детстве, когда увидела жестокость людей по отношению к животным). Поэтому личностная основа истинного патриота зиждется, прежде всего,  на человеческой честности, доброте, ответственности, что затем и трансформируется в вечную ценность – любовь к Родине, её народу.

 Фундаментальная задача

«Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев, обречена на вымирание» (Л.Н. Толстой). Иными словами, на вымирание обречён народ, лишившийся чувства патриотизма. Поэтому воспитание патриотизма – это проблема национальной безопасности, а для системы образования – фундаментальная задача. Однако, многие исследователи этой проблемы констатируют для современной молодёжной среды наличие заблуждения, что традиции – это удел прошлого, исторический реликт, а  опыт отцов не значим для новых поколений. Следствие этой позиции – неосознанная враждебность к старшему поколению, своеобразная «война поколений». Одной из причин такой ситуации является вытеснение киберкультурой ценностей национальной культуры, чему в наибольшей степени способствовал процесс глобальной информатизации и прогресс в области ЭВМ. В связи с этим, поскольку молодое поколение всё более «погружается» в цифровое пространство, необходимо и использовать это пространство для решения задач патриотического воспитания, внедрив в него соответствующий интерактивный контент. Поэтому фундаментальная задача предлагаемого проекта состоит в создании цифровых учебно-воспитательных материалов, апеллирующих к разуму и чувствам молодёжи и основанных на традициях, истории, интеллектуальных и духовно-нравственных ценностях национальной культуры. При этом реализация этой задачи возможна на основе моделей, технологий и электронных ресурсов инновационной компьютерной дидактики, создаваемых на протяжении более 20 лет участниками проекта, а также учителями и преподавателями вузов.

 

Литература и источники

  1. Архипова А.И., Грищенко В.И. Патриотизм как доминанта воспитательного потенциала инновационной компьютерной дидактики. – «Модернизация системы непрерывного образования». Материалы VIII Международной научно-практической конференции 30 июня – 2   июля 2017, г. Дербент

 2. Архипова А.И. Использование воспитательного потенциала компьютерных технологий в антинаркотической профилактике   учащихся школ / Информатизация как целевая ориентация и стратегический ресурс образования: Материалы международной научной конференции.

3. А.И. 3.Архипова, А.И. Черных, А. В. Лялюк. – Архангельск, 2012Архипова А.И. Использование воспитательного потенциала инновационной компьютерной дидактики в образовательном процессе учебных заведений // //Школьные годы. – 2012. – № 44

4. А.И. Архипова, В.И. Грищенко. Электронные образовательные ресурсы инновационной компьютерной дидактики и их применение в воспитательной работе педагогов. Монография - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2017. - 122 с. 

5. Архипова А.И., Золотарёв Р.И. Учебная компьютерная технология «Дороги, которые мы выбираем» как инструмент патриотического воспитания // //Школьные годы. – 2013. – № 48.

6. Архипова А.И., Золотарёв Р.И. Познавательная компьютерная игра «Танковое сражение под Прохоровкой» // //Школьные годы. – 2013. – № 49.

7. Архипова А.И., Шернина Н.С. Использование технологий дистанционного обучения в антинаркотической профилактике среди учащихся // //Школьные годы. – 2013. – № 51.

8. Архипова А.И., Нужнова С.Б, Золотарёв Р.И. Тема Великой Победы в учебных материалах с использованием дидактических форм ЕГЭ // // Школьные годы. – 2015. – № 58 – С. 26-34.

9. Архипова А.И., Золотарёв Р.И. Программа «Дороги Великой Победы» в структуре компьютерной поддержки воспитательной работы // Школьные годы. – 2015. – № 59.

10. Архипова А.И., Золотарёв Р.И. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ «Сила знаний», (№   2013615237 от 13 июня 2013), выдано Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Роспатента РФ.

11. Н. Д Семеняк, А.И Архипова, А.В. Лялюк. Антинаркотическая профилактика среди учащихся как составляющая патриотического воспитания // Школьные годы. – 2010. – № 30.

12. А.В. Лялюк, А.И. Черных. Компьютерная учебная игра «Восхождение на пик Русские Победы» как средство патриотического воспитания школьников // Школьные годы. – 2010. – № 33.

13. Р.И. Золотарёв, А.И. Архипова, Н.Д. Семеняк. Электронный образовательный ресурс. Интернет соревнование на сайте http://ya-znau.ru .     Тема «Сталинградская битва» // Школьные годы. – 2013. – № 46.

14.  Архипова А.И., Губа Н.В. Нивелирование дидактогенных   факторов учебного процесса как целевая ориентация рекреационной компьютерной дидактики // Школьные годы. – 2016. – № 64.

(Примечание. Все статьи из журнала «Школьные годы» можно посмотреть в информационной базе Электронной научной библиотеки и РИНЦ.

URL   журнала   http://www1.elibrary.ru/projects/intra/system2/publisher.asp

Сайты журнала: http://icdau.ru, http://ya-znau.ru, http://icdau.kubsu.ru, http://школьные-годы.рф.)

  1. Архипова А.И., Губа Н.В. Нивелирование дидактогенных факторов учебного процесса как  целевая ориентация рекреационной компьютерной дидактики //  Школьные годы. – 2016. –  № 64. – С. 25-32
  2. Архипова А.И., Астанина О.И. Модель технологического учебника как учебника будущего // // Школьные годы. – 2016. –  № 65. – С. 15-21
  3. А.И. Архипова, Е.А. Пичкуренко. Герменевтический подход к созданию учебных материалов на основе моделей и технологий инновационной компьютерной дидактики. (Монография с Интернет приложением). Краснодар, Кубанский социально-экономический институт. ISBN 978-5-91276-145-4 – 2016. –129 с.
  4. Архипова А.И., Пичкуренко Е.А. Учебные тексты как средства организации рефлексии в процессе самостоятельной работы студентов и учащихся //

Право и практика. Научный журнал НИИ истории, экономики и права (г. Москва). – ISSN2411-2275/ - Москва, 2016, № 4. С.242-247.

 

А.И. Архипова, Р.И. Золотарёв,  Н.Д. Семеняк. Электронный образовательный ресурс.  Интернет соревнование на  сайте http://ya-znau.ru .Тема «Сталинградская битва» // //Школьные годы. – 2013. –  № 46.